Биологический факультет СПбГУ

Кафедра Высшей нервной деятельности и психофизиологии — история


К.М.Быков (1886-1959)

История создания кафедры Высшей нервной деятельности и психофизиологии началась в 1925 году, когда был организован кабинет по условным рефлексам и физиологии пищеварения в составе кафедры физиологии животных. Для его руководства был приглашен Г.В.Фольборт - ученик И.П.Павлова. После недолгого пребывания Фольборта на посту заведующего кабинетом, руководство принял на себя М.И.Виноградов, а с 1928г. - Константин Михайлович Быков.

В 1932 г. кабинет был переименован в лабораторию физиологии Высшей нервной деятельности и вегетативных процессов. Одновременно с этим была организована и лаборатория физиологии трудовых процессов под руководством М.И.Виноградова.

В 1934г. эти лаборатории вошли в состав организованного по инициативе А.А.Ухтомского Физиологического научно- исследовательского института Ленинградского университета.

В ноябре 1951 г. в Ленинградском университете была открыта кафедра Высшей нервной деятельности, которую возглавил академик К.М.Быков.

В 1956 году заведование кафедрой переходит к Э.Ш.Айрапетьянцу, который особое внимание сконцентрировал на химическом внутреннем анализаторе, как в норме, так и на фоне экспериментальных нарушений кислотно-щелочного равновесия в организме. Исследование проводилось в широком общебиологическом аспекте на высших млекопитающих и на морских животных.

С 1985 года заведующим кафедрой становится А.С.Батуев и с этого времени основной проблематикой кафедры становится изучение системных механизмов организации целенаправленного поведения с позиций учения А.А.Ухтомского о доминанте. В 80-90гг. на кафедре были начаты исследования высших функций мозга бодрствующих обезьян, и была разработана уникальная методика множественной регистрации электрической активности клеток мозга, позволяющая изучать механизмы прогнозирующей деятельности мозга и оперативной памяти.

В 1997 г. кафедра была переименована в кафедру Высшей нервной деятельности и психофизиологии, что в полной мере соответствует тематике и уровню проводимых исследований и задачам подготовки высококвалифицированных специалистов с современным уровнем научного мышления.




© Биологический факультет СПбГУ, 2006-2011