Биологический факультет СПбГУ

биофак СПбГУ


16.01.2012 

История одной из старейших университетских кафедр берёт отсчёт с момента разделения в 1871 году кафедры зоологии Императорского Санкт-Петербургского университета на Зоологический и Зоотомический кабинеты. Последний, спустя почти 60 лет, и получил название кафедры зоологии беспозвоночных уже Ленинградского государственного университета. В преддверии юбилея д.б.н., зав. кафедрой зоологии беспозвоночных Андрей Игоревич Гранович рассказал о том, что лежит в основе научно-педагогического и культурного феномена кафедры.

"Человек разумный (Homo sapiens) принадлежит к заднежгутиковым" - интервью с проф.А.И.Грановичем


- Андрей Игоревич, какие основные научные достижения кафедры за 140 лет можно отметить?

- Основное наше достижение за почти полтора века истории – это сотни и тысячи выпускников, которые работали и работают по всей России, организовали множество самостоятельных направлений в биологии, кафедр, лабораторий и в целом внесли большой вклад в развитие российской науки. Из ощутимых научных результатов могу назвать достижения в области протистологии - формирование крупнейшей научной школы в России. Наиболее серьезную роль в ее создании сыграли В.Т.Шевяков и позже В.А.Догель и Ю.И.Полянский. Протисты – преимущественно одноклеточные существа, клетки-организмы. Среди огромного множества этих существ так хорошо известные школьникам инфузории и амёбы. Именно современное изучение протистов помогло осуществить революцию в понимании биоразнообразия. В соответствии с представлениями последних 10 лет, помимо бактерий и вирусов, существует как минимум шесть отдельных крупных эволюционных линий, вовсе не похожих на царства живой природы из школьной программы – грибы, растения, животные. Человек вместе со всеми многоклеточными животными в новой системе относится к линии Опистоконта (Opisthokonta) – заднежгутиковых. Наши ближайшие родственники по этой линии – грибы или, например, микроспоридии – мельчайшие внутриклеточные паразиты животных. Даже непривычно звучащие названия других линий – Архепластиды, Хакробии, Экскаваты – отражают полное изменение традиционных представлений о системе живых существ.

Рассказывает АП.А.Добровольский

В 30-гг XX века Валентином Александровичем Догелем была сформирована паразитологическая школа. Особое направление – экологическая паразитология –рассматривает условия существования паразитических организмов в организме хозяина и во внешней среде. Это плодотворное направление активно развивается и нынешними поколениями паразитологов. Традиционное направление научных работ на кафедре – эволюционная морфология. Величайшие биологи, работавшие над этим направлением – Владимир Николаевич Беклемишев, Артемий Васильевич Иванов, Александр Александрович Стрелков, Валентин Александрович Догель, Александр Александрович Любищев. Можно продолжить длинный ряд блестящих зоологов XX века, наших выпускников и сотрудников. У многих из них были совершенно разные концептуальные представления о зоологии. Вероятно, в этом и состоит особенность и ценность кафедрального образования. Наши выпускники - это личности со взглядами, весьма разнообразными, но всегда широкими и самостоятельными. Это немаловажно и при изучении эволюционной морфологии, чьей задачей является поиск единых законов формирования разнообразия организмов. Почти полтора века, в том числе в течение всего XX века, наблюдаемое разнообразие живых существ трактовалось через филогению, через поиск родственных отношений и построение родословных деревьев.

В основе формирования этих деревьев полагалось постепенное изменение организмов путём естественного отбора. До сих пор в биологии такой взгляд представляет традиционную точку зрения. История сравнительной и эволюционной морфологии, в том числе на кафедре зоологии беспозвоночных – это история филогенетической зоологии. Тем более отрадно отметить, что именно кафедральные выпускники В.Н. Беклемишев, А.А.Любищев разрабатывали и другие подходы к пониманию биологического разнообразия и эволюции организмов. Подходы, связанные с поиском законов, управляющих направленной эволюцией. Сейчас не стоит глубоко вдаваться в эти вопросы. Важно сказать, что на нашей кафедре воспитывались (и подчас в одно и то же время) будущие крупные биологи, мыслители, стоящие подчас на противоположных концептуальных позициях Ещё одно из направлений научной деятельности, которое сейчас активно развивается на кафедре – это морская экология - изучение морских сообществ, экологии и генетики популяций морских животных, динамических процессов в популяциях и сообществах морских организмов. Преподаватели кафедры всегда учили студентов воспринимать не одну, но много точек зрения, разбираться в движущих силах, причинах имеющихся фактов. Самое главное – учили думать самостоятельно. К кафедре как нельзя лучше подходит девиз «Учитель ищущих». ( Конечно, учителем всегда оказываются конкретные преподаватели, но важно, что все эти 140 лет они всегда находятся на кафедре). Этот девиз, в частности, предполагает, что Учитель и ученик могут исповедовать различные концепции. Однако Учитель и в этом случае успешно руководит учеником, поскольку вместе они находятся на пути искания Истины. Мне кажется, что исторически в тех местах, где этот принцип отношений Учитель - ученик был проведен в жизнь – воспроизводство новых поколений ученых и преподавателей шло очень эффективно. Напомню лишь два исторических примера - Академия Платона и сообщество Александрийского музея. Неравнодушие к науке – важнейшая черта, которая до сих пор отмечает большинство причастных к кафедре зоологии беспозвоночных. Во многих случаях это еще и неравнодушие к жизни, к факультету, университету. Именно неравнодушием к жизни университета можно объяснить то, что во всех поколениях, на всех этапах существования кафедры среди ее сотрудников находились люди, выполняющие широкий круг факультетских обязанностей, занимавших посты деканов, ректора и проректоров. Слава Богу, никто из них не был замечен в корыстном стремлении к занятию тех или иных должностей. Это противоречит кафедральному духу.


Коллекции кафедры

 - Есть ли ещё особенности в учебной работе кафедры?

 - Акцент кафедрального образования – формирование холистических, целостных представлений о важнейших биологических объектах и процессах, например, об эволюции, о биологических системах, об иерархии систем. Однако в частностях мы исследуем проблемы клеточной биологии, генетики, эмбриологии, физиологии, биохимии, молекулярной биологии. Этот ряд можно продолжать. Проблематика этих, более частных биологических дисциплин, интересует нас, в первую очередь, как элемент интегрального биологического знания. Мы вынуждены использовать все методы других биологических дисциплин. Современная зоология немыслима без применения молекулярных, физиологических, биохимических, статистических методов. Многие выпускники, в том числе и мои ученики, работают в разных лабораториях за рубежом. Если говорить только о моих выпускниках – они успешно трудятся и заведуют лабораториями в Швеции (популяционная генетика), в США (молекулярная биология и физиология), в Германии (генетические основы развития организмов). Речь не обо мне, а о том, что это все выпускники кафедры зоологии беспозвоночных. Это иллюстрация того, что они могут эффективно специализироваться в любой области. Новым методам может обучиться каждый и быстро. А вот понять, что получается при использовании этих методов – для этого ведь нужно уметь думать биологически и мыслить концептуально... Хотелось бы, чтобы если вопрос, как и чему мы должны учить в нашем университете будет рассматриваться – мы бы решали его взвешенно, исходя из того, что я сказал выше. Каждый год 8-10 новых студентов начинает специализироваться на кафедре зоологии беспозвоночных. Это не много, но и не мало для кафедры такого профиля. И я хорошо понимаю, что если бы мы предлагали нашим студентам только думать и создавать концепции – число наших студентов было бы значительно меньше. Нам помогает то, что на кафедре есть несколько активно работающих научных групп – с высокими рейтингами, работами международного класса. Ребята, начиная работать в таких группах, с самого начала попадают в атмосферу передового края науки. Их круг научного общения с самого начала включает наиболее известных специалистов из России и из-за рубежа. Мне кажется, что это тоже веская причина, которая демонстрирует профессиональный уровень сотрудников и привлекает к нам студентов. - Какое значение имеют для студентов и сотрудников полевые исследования? - Полевые работы крайне важны. С конца XIX века кафедра связана с северными морями России. Началось все с первой, Соловецкой биостанции на Белом море. Затем были базы в поселке Александровская на Мурмане, в дальнейшем сотрудники и студенты были тесно связаны с Мурманским морским биологическим институтом (Восточный Мурман). Ныне СПбГУ имеет учебную базу в Керетской губе Белого моря (МБС СПбГУ). Это очень важно для нашей кафедры. Ведь морская фауна первична по сравнению с пресноводной и наземной. В море представлены все типы многоклеточных организмов. Не удивительно, что 80% наших научных и учебных работ, связанно именно с морскими обитателями. В настоящее время, помимо нашей морской базы студенты и сотрудники работают и на других российских стационарах, а также на морских станциях Италии, Финляндии, Франции, Норвегии, Швеции.

- При кафедре существует уникальный музей – собрание беспозвоночных животных и препаратов. Продолжается ли сейчас пополнение коллекций? Какие экспонаты наиболее значимы на ваш взгляд?

- Коллекции начали формироваться приблизительно с 30-40-хх годов XIX века. Однако собственно музей, со своей экспозиционной частью, оформился позже – к концу XIX века. Ныне музей включает экспозиционную часть с макропрепаратами, огромную коллекцию микропрепаратов, другие учебные материалы, в том числе видеосюжеты. Особенность музея в том, что он призван максимально отвечать запросам учебного процесса. Экспонаты используются в качестве демонстрационных объектов, применяются на практических занятиях. Основа музея заложена в XIX и начале XX века. В советское время он пополнялся слабо в связи с тем, что выезд сотрудников за пределы страны стал редкостью. Сейчас у нас значительно больше возможностей. Встают другие проблемы. Во-первых, для размещения экспонатов не хватает места. Во-вторых – за всю историю нашего музея у нас ни разу не было выделенной ставки хранителя музея, как нет ее и сейчас. Фактически, все многочисленные работы по музею ведутся на общественных началах. А вообще, музей, помимо огромного значения для наших учебных программ, давно приобрел и широкое, так сказать культурное значение. Посещение музея – важная составляющая визитов в университет российских и зарубежных ученых. Там проводятся экскурсии для школьников. Экспонаты музея неоднократно использовались в различных выставках вне университета, в съемках научных и научно-популярных фильмов.

- Пожалуй, самый впечатляющий для непосвящённых зрителей экземпляр музея –гигантский глубоководный японский краб. Это редкий вид?

- На самом деле, это не совсем краб, это – крабоид. Этот вид не редкость - такие гиганты водятся в Тихом океане у берегов Японии. Кстати, промысловый вид. Экземпляр из нашего музея – еще не самый крупный представитель. Известны особи с размахом конечностей до 3 метров. Поздравляем кафедру зоологии беспозвоночных с юбилеем и желаем дальнейшего процветания и научных успехов!





Крупный представитель инфраотряда Крабоиды (Anomura)

 

Просмотров: 4958

Возврат к списку новостей



© Биологический факультет СПбГУ, 2006-2011