АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА
УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СПИСОК И РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК И СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС
НЦМУ «АГРОТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»
ВСТРЕЧИ РЕКТОРА СО СТУДЕНТАМИ
МЕНТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПбГУ

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Новости и анонсы

биофак СПбГУ


27.12.2016 

Основные права научно-педагогических работников Санкт-Петербургского государственного университета формируются из прав, прямо предусмотренных в федеральном законодательстве, и тех дополнительных прав, которые появились в нашем Университете в соответствии с Уставом и локальными актами СПбГУ.
Правами, вытекающими из норм федерального законодательства, формально в равной мере наделены научно-педагогические работники всех вузов России. Например, научно-педагогические работники всех вузов имеют право бесплатно пользоваться библиотеками и электронными информационными ресурсами своего вуза. Но равны ли эти права? Ведь фонды этих библиотек и объемы электронных информационных ресурсов зависят не только от масштабов организации, но и от политики руководства в отношении их содержания и потребности расширения. Кроме того, порядок доступа к ним в российских вузах значительно различается и зависит от организации внутренней структуры вуза. Например, по объему доступных для работников электронных ресурсов наши научно-педагогические работники — независимо от того, членом коллектива какого института и факультета они являются — заметно выигрывают даже по сравнению с Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова (более подробно эти вопросы рассмотрены в следующих материалах: Информационные базы данных, Электронная приемная МГУ; Доступ к электронным ресурсам в СПбГУ и в МГУ, Виртуальная приемная СПбГУ). Сегодня в СПбГУ обеспечен наиболее полный электронный доступ к полнотекстовым статьям научных изданий в различных областях, который полностью отвечает запросам пользователей. Уровень обеспеченности этими ресурсами в Университете соответствует уровню первой тройки мировых лидеров.
Еще один пример: научно-педагогические работники всех вузов России имеют право быть избранными в состав коллегиальных органов управления вуза — ученых советов. Но для реализации этого права необходимо быть выдвинутым в кандидаты для участия в баллотировке. Только с конца 2015 года каждый научно-педагогический работник нашего Университета имеет право на самовыдвижение в состав ученого совета любого института или факультета без предварительных ограничений.
Таким образом, те права, которые, в соответствии с законом формально есть у работников всех вузов России, порой значительно различаются и по своему конкретному содержанию, и по возможности реализации. В частности, об этом и пойдет речь в данной статье. Кроме того, мы расскажем о таких правах наших универсантов, которые только начали появляться в других вузах России.
В нашем Университете такие «собственные университетские права» стали появляться после 2008 года. Тут стоит отметить, что ректоры всех российских вузов имеют право своими решениям дополнять перечень прав научно-педагогических работников по сравнению с тем, который предусмотрен в федеральном законодательстве еще с начала 90-х годов.
 
Академические права
В соответствии с законом научно-педагогическим работникам всех вузов России предоставляется право в порядке, установленном законодательством и локальными нормативными актами, бесплатно пользоваться библиотеками и информационными ресурсами, иметь доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, пользоваться образовательными и методическими услугами. В той или иной редакции данное право закреплено в уставах всех высших учебных заведений Российской Федерации (включая и Устав СПбГУ — см. п.п. «в» п. 99).
Аналогичные нормы, как минимум, с 1991 года существовали в федеральных нормативных актах, однако на практике реализовать это право в полной мере можно было лишь с большими затруднениями. Например, в СПбГУ вплоть до 2008 года значительное число книг, формально имеющихся в библиотеке и указанных в каталоге, было просто выведено из библиотечного оборота:
Пользование библиотекой затрудняло и то, что не существовало полного каталога баз данных, библиотечных фондов и информационных ресурсов. Зачастую работники Университета могли попасть только в фонды «своего факультета» и центрального хранилища Научной библиотеки им. М. Горького, а в отраслевые отделы «чужих» факультетов их могли и вовсе не пустить как посторонних. Например, в свое время (с середины 1990-х годов) многие универсанты мечтали иметь свободный доступ в первый в России компьютеризированный отраслевой отдел по юриспруденции Научной библиотеки СПбГУ, но сделать это было нелегко. В те годы и по форме (по названию), и по сути (по подчиненности) это был не отраслевой отдел Научной библиотеки, а «библиотека юридического факультета».
Особенно это было характерно для книжных собраний, скопившихся в помещениях кафедр и лабораторий (как показала последняя проверка, только в здании по адресу: Университетская наб., д. 11, в фондах так называемых «кафедральных библиотек» хранится несколько десятков тысяч книг, которых не только не было в библиотечных каталогах, но они даже не состояли на учете в СПбГУ «как имущество СПбГУ»). В настоящее время в результате проводимых работ по инвентаризации и надлежащему библиотечному учету этих изданий сведения о них включаются в единую информационную базу данных фондов Научной библиотеки. Некоторая часть изданий перемещается в специально оборудованные для хранения книг централизованные хранилища (особенно это касается наиболее ценных и редких изданий, для которых необходимо четко соблюдать требования по температурному и влажностному режимам и иным условиям хранения, обеспечению повышенной физической безопасности). Все работники и обучающиеся Университета получают право свободного доступа к этим изданиям в соответствии с общими правилами доступа к библиотечным фондам (по единому читательскому билету).
Около пятисот тысяч экземпляров было вывезено в 2001 году и свалено в мешках для мусора в неприспособленном неотапливаемом складском помещении в Петродворцовом районе. Среди них книжные собрания уникальных специализированных библиотек и другие редкие издания.
В катастрофическом состоянии находилось книжное собрание «Библиотеки бывших Высших женских (Бестужевских) курсов»: часть изданий была свалена на полу, многие книги были испорчены и требовали реставрации, доступ в помещение не контролировался.
Книжное собрание, включавшее целый ряд ценных изданий XIX — первой половины XX веков (несколько десятков тысяч единиц хранения), основу которого составляет библиотека Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, было отдано лицам, заявившим о том, что они являются правопреемниками Императорского общества естествоиспытателей. Эти книги были возвращены Университету только после долгих разбирательств (подробнее см. Злой умысел или преступная халатность?; Нам удалось остановить беспредел; Книги, возвращенные читателям).
Научно-педагогическим работникам всех вузов России предоставляется «право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций». Право ученых и преподавателей Университета на участие в проводимых научных исследованиях, обеспечивающих высокий научный уровень содержания образования и получение новых фундаментальных знаний, закреплено также и в Уставе СПбГУ.
Эти и другие аналогичные права также формально существуют в России десятилетиями, но вот воспользоваться ими на практике нашим научно-педагогическим работникам было еще сложнее, чем попасть в библиотеку соседнего факультета. К началу 2000 г. в Университете практически полностью отсутствовало какое-либо современное научное исследовательское оборудование (см. Научный парк: на пути в завтрашний день; Собрать разбросанное и использовать). Только в последние годы в Университете был создан современный Научный парк (см. Научный парк СПбГУ). Вся информация об этом оборудовании есть на портале СПбГУ, что теперь и обеспечивает работникам возможность реализации данного права. Перечень научного оборудования является общедоступным (и не только для работников и обучающихся СПбГУ, но и для любых заинтересованных пользователей Научный парк СПбГУ — Оборудование). Сегодня в Научном парке СПбГУ более 100 единиц лучшего исследовательского оборудования суммарной стоимостью более 7 млрд рублей и около 300 сертифицированных инженеров, обеспечивающих его работу.
Важнейшим условием реализации прав на ведение научной деятельности с использованием исследовательского оборудования является открытость информации о наличии такого оборудования. Только в последние годы в Университете была создана прозрачная и открытая система доступа к этому оборудованию, которая пришла на смену такому положению дел, при котором не только члены коллектива «чужого» факультета, но и сотрудники соседней кафедры или лаборатории не имели доступа к «кафедральным» исследовательским установкам. В результате Университет зачастую был вынужден закупать ту же самую аппаратуру, которая уже имелась в Университете, простаивала и не использовалась в полном объеме, но была «чужой».
Кроме того, в настоящее время университетским ученым предоставляется право не просто «участвовать в разработках», но и свободно выбирать темы научных исследований и использовать научное оборудование СПбГУ в целях проведения исследований по выбранной теме. Для этого требуется только регистрация в системе ИАС НИД темы научного исследования (см. приказ от 05.07.2013 № 2473/1 «Об общих принципах организации научных исследований в СПбГУ», а также Об общих принципах организации научных исследований в СПбГУ — Материалы ректорского совещания от 15.07.2013, п. 7) и подача заявки на использование оборудования в установленной форме (в том числе и в режиме удаленного доступа — в сети Интернет).
Научно-педагогические работники всех вузов имеют право свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, методы научного исследования, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательными программами, утвержденными в установленном порядке, методы оценки знаний обучающихся. Это право формально было закреплено за преподавателями вузов еще в советские времена. Нельзя утверждать, что и в постсоветские времена ситуация с реализацией этого права преподавателя в вузах России сразу же резко изменилась. В действительности, на практике до недавнего времени возможность реализации этих прав напрямую зависела от доброй воли непосредственных руководителей: заведующего кафедрой, лабораторией, декана или директора института. И только с 2013 года сотрудникам гарантировано право самостоятельно, без согласования, например, с заведующим кафедрой обращаться в учебно-методические комиссии, ученые советы и т. д.
Кроме того, с 2013 года всем научно-педагогическим работникам СПбГУ гарантированы такие специальные права как:
право вносить в научные комиссии институтов / факультетов предложения по организации, координации, повышению уровня и эффективности научно-исследовательской, инновационной и экспертной деятельности СПбГУ;
право вносить в учебно-методические комиссии институтов / факультетов предложения по учебно-методическим вопросам (содержание образовательных программ, методика преподавания и т. п.), проекты учебно-методической документации (учебного плана, рабочей программы учебных занятий и т. п.), участвовать в обсуждении соответствующих проектов;
более того, в качестве дополнительной гарантии реализации указанных выше прав всем сотрудникам в Университете предоставлено уникальное право в случае несогласия с решением учебно-методической и научной комиссии предложить проректору по учебно-методической работе или соответственно проректору по научной работе организовать проведение внешней экспертизы учебно-методических материалов или, например, отчета о результатах научной работы, а затем ознакомиться с результатами такой экспертизы (см. приказ от 05.07.2013 № 2471/1; Об экспертизе учебно-методической документации — Материалы ректорского совещания от 08.07.2013, п. 1.1).
Преподаватели всех образовательных организаций имели и имеют право самостоятельно определять содержание учебных курсов в соответствии с утвержденными образовательными стандартами. Однако в 2009 году за Санкт-Петербургским государственным университетом было закреплено уникальное на тот момент право — разрабатывать и утверждать собственные образовательные стандарты, что, несомненно, увеличило и степень свободы наших преподавателей в указанной сфере.
Все научно-педагогические работники в соответствии с законом имеют право на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности со стороны образовательной организации.
Однако реально условия труда в различных вузах существенным образом различаются. В СПбГУ учебно-научные здания и общежития возводились десятки лет (см. Строительные работы: прошлое и настоящее. Материал 1; Строительные работы в СПбГУ: прошлое и настоящее. Материал 2; СПбГУ получил от спонсора 70 миллионов рублей на создание правового центра), и вплоть до 2008 года в Университете просто не существовало никаких правил сдачи имущества в аренду (см. Аренда университетского имущества: прошлое и настоящее. Интервью с проректором М. Н. Кудилинским), проверки различными административно-надзорными органами государственной власти выявляли многочисленные нарушения, для устранения которых требуются миллиарды рублей (см. Кто и как проверяет финансово-хозяйственную работу Университета: прошлое и настоящее).
В этой связи необходимо отметить масштабную программу обновления и расширения парка научно-исследовательского оборудования, которая была реализована в СПбГУ за последние годы (см. Научный парк: на пути в завтрашний день). Кроме того, была реализована задача оснащения рабочих мест преподавателей и научных сотрудников компьютерами (см. О компьютеризации рабочих мест в СПбГУ — Материалы ректорского совещания от 31.10.2011г., п. 4; Об использовании компьютерной техники — Материалы ректорского совещания от 23.01.2012г, п. 9; Доступ к сети Интернет, подключение к информационным ресурсам — Материалы ректорского совещания от 21.01.2013, п. 6). А сейчас началась работа по созданию специальных кабинетов для работы научно-педагогических работников с электронными ресурсами Научной библиотеки (см. Как улучшить доступ к оборудованию в Научном парке СПбГУ? — Материалы ректорского совещания от 04.07.2016, п. 4.2).
Среди нововведений Университета в области прав научно-педагогических работников на финансовое обеспечение своей профессиональной деятельности:
Право НПР на получение дополнительного финансирования для оплаты публикаций в журналах, индексируемых в международных базах данных (см. Новая редакция приказа о надбавках за публикационную активность — Материалы ректорского совещания от 15.07.2013, п. 8).
Право НПР на свободное участие в открытом конкурсе грантов СПбГУ для проведения научных исследований (см. на странице «Конкурсы и гранты»). Раньше возможность реализации этого права была ограничена заранее определенными квотами факультетов. Теперь средства предоставляются по результатам единого конкурса, при котором имеет значение только содержание заявки, а не принадлежность заявителя к тому или иному коллективу.
Право НПР на участие в конкурсе грантов СПбГУ на организацию научных и учебно-методических конференций за счет СПбГУ (распоряжение СПбГУ от 14.11.2012 № 460, см. Мероприятие 8 на странице «Конкурсы и гранты»);
Право претендовать на получение трэвел-грантов СПбГУ для проведения экспедиций и научных исследований в организациях-партнерах (см. Мероприятие 6 на странице «Конкурсы и гранты»).
Право претендовать на получение трэвел-грантов СПбГУ для участия в научных конференциях (см. Мероприятие 5 на странице «Конкурсы и гранты»).
При этом необходимо отметить, что реальная конкурсность, открытость и честность процедуры выделения университетских грантов была бы невозможной без закрепления за всеми претендентами права ознакомиться с отзывами на свою заявку в случае участия в конкурсе на получение университетского гранта или иной финансовой поддержки.
Среди отличающих Университет мер по обеспечению прав на проведение научных исследований также нельзя не сказать о программе кадровой поддержки научных исследований в форме приглашения постдоков, правом на участие в которой обладают все научно-педагогические работники СПбГУ (см. Программа PostDoc в СПбГУ).
 
Трудовые и связанные с ними социальные права
При проведении конкурса на должность НПР (выборов декана или заведующего кафедрой) научно-педагогические работники Санкт-Петербургского государственного университета обладают следующими специальными правами, большая часть из которых ранее не предусмотрена в обязательных для всех вузов нормах законодательства, а в локальных актах Университета появилась только в последние несколько лет:
присутствовать при обсуждении и потребовать организовать видеозапись обсуждения кандидатур на заседании квалификационной кадровой комиссии;
присутствовать при обсуждении и потребовать организовать видеозапись обсуждения кандидатур на заседании кафедры (см. О видеозаписи заседания кафедры и планируемых записях заседаний ученых советов — Материалы ректорского совещания от 28.01.2013, п. 2);
ознакомиться с видеозаписью заседания ученого совета института / факультета (см. Канал СПбГУ на YouTube — Материалы ректорского совещания от 11.02.2013, п. 3.1);
принять участие в заседании Ученого совета СПбГУ, ученого совета института / факультета, выступить на заседании;
обратиться к ректору с мотивированным предложением провести выборы, в которых он планирует участвовать, на заседании Ученого совета Университета при наличии обстоятельств, которые, по мнению участвующего в конкурсе лица, ставят под сомнение объективность рассмотрения вопроса конкретным ученым советом факультета (см. Поздно спохватились? (Вопрос о процедуре выборов на должности НПР) — Материалы с приема граждан от 03.06.2014, п. 2; Позитивный опыт неудач (Вопрос об участии в конкурсных процедурах) — Материалы с приема граждан 19.05.2015, п. 2; О правилах проведения пробных лекций и оценке их качества — Материалы ректорского совещания от 25.05.2015, п. 3; Обсуждение правил анкетирования по итогам лекций кандидатов на должности НПР);
предложить проведение пробной лекции / семинара всеми участниками, претендующими на одну должность НПР: для преподавателей предусмотрено — право на проведение учебного занятия, для научных работников — право на выступление с сообщением по научной специальности (см. приказ № 6281/1).
Среди появившихся относительно недавно дополнительных к установленным законодательством для всех вузов России мер финансовой и социальной поддержки работников СПбГУ, предусмотренных локальными нормативными актами Университета, можно отметить следующие:
Право на получение доплат за публикационную активность (см. приказ СПбГУ от 26.10.2012 № 4591/1; приказ № 7949/1 от 22.10.2015 «О порядке расчета доплат стимулирующего характера за научные публикации»; О доплатах за публикационную активность в 2015 году — Материалы ректорского совещания от 25.01.2016, п. 6).
Право претендовать на софинансирование расходов, связанных с оплатой обучения детей, осваивающих основные образовательные программы СПбГУ на договорной основе (см. приказ СПбГУ от 30.07.2012 № 3359/1; О детях преподавателей, поступивших в СПбГУ на договорную основу обучения — Материалы ректорского совещания от 29.08.2011г., п. 5, Назначение стипендии детям преподавателей СПбГУ — Материалы ректорского совещания от 10.09.2012, п. 1).
Всем сотрудникам предоставлено право претендовать на получение частичной или полной оплаты полиса ДМС за счет средств СПбГУ (величина возмещения зависит от уровня средней заработной платы работника). Кроме того, Почетным профессорам СПбГУ предоставляются полисы ДМС с расширенным списком медицинских услуг на полностью безвозмездной основе.
Всем сотрудникам предоставляется возможность приобретать по льготной стоимости путевки на отдых на базах СПбГУ. Почетным профессорам предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение на полностью безвозмездной основе, причем в расширенном перечне здравниц.
Среди привлекающих особое внимание, как работников Университета, так и средств массовой информации возможностей, созданных сегодня в Университете, — реализация прав работника на выступление со своей позицией от собственного имени. Это, казалось бы, неотъемлемое право каждого работника до появления специальной нормы трудового договора далеко не каждому было понятным. И действительно, публичные выступления известных университетских ученых по важнейшим социальным и экономическим вопросам, не имеющим отношения к их профессиональной деятельности, постепенно стали ассоциироваться с позицией Университета. Вполне естественно, что это приводило к серьезным самоограничениям и ограничениям, принимавшим иногда скандальный характер. Поэтому в трудовых договорах появилась норма, помогающая работникам и СМИ однозначно определить порядок формирования такого мнения. Выступления и публикации работника в области своей профессиональной деятельности в Университете являются выступлениями, аффилированными с Университетом. И наличие такой аффилиации является обязанностью работника. А вот выступления по вопросам, не входящим в сферу профессиональной деятельности работника в Университете, являются представлением его частной позиции, на которую каждый имеет право.
Относительно недавно в качестве особой гарантии прав работников и обучающихся в Университете была создана комиссия по этике Ученого совета СПбГУ, в которую может обратиться любое лицо в случае если считает, что в отношении него нарушены этические нормы, по которым живет Университет (см. Устав СПбГУ, п. 71).
Сразу оговоримся, что требования о соблюдении преподавателями этических норм десятилетиями уже существуют в трудовом законодательстве и законодательстве об образовании, однако никаких реальных механизмов их обеспечения в последние два десятка лет не существовало.
В целях наиболее полного учета особенностей квалификации, навыков и личных склонностей научно-педагогических работников в СПбГУ обеспечена уникальная для высших учебных заведений дифференциация педагогических должностей. Помимо обычных должностей профессорско-преподавательского состава, замещение которых требует от работника активно заниматься не только учебной, но и научной, экспертной, учебно-методической работой, в Университете, одновременно с установлением четких и однозначных критериев и требований в области, например, научной работы, в связи с наличием обращений универсантов были введены особые разновидности обычных должностей: «старший преподаватель-практик», «доцент-практик», которые не связаны с обязанностью работника вести научно-исследовательскую или экспертную деятельность.
Для научно-педагогических работников СПбГУ, занимающих должность профессора и не имеющих возможности в силу своего возраста соответствовать обычным для Университета квалификационным требованиям (например, в сфере научной работы или получения грантов), введена специальная разновидность профессорской должности — должность «профессор-консультант», в рамках которой главным является обеспечение передачи накопленного богатого опыта, профессиональных знаний и навыков молодым сотрудникам, участие в повышении их квалификации. Для профессора-консультанта может быть снижен объем обычной учебной нагрузки, установлен режим неполной занятости, сокращенного рабочего дня или рабочей недели.
Более того, даже при увольнении с научно-педагогических должностей, наиболее опытные и значимые для Университета работники получают возможность продолжить трудовую деятельность в СПбГУ в ином статусе (например, на основании договора гражданско-правового характера) и передавать полученные опыт, знания, навыки с сохранением доступа к информационным ресурсам СПбГУ.
Среди нововведений последнего времени (связанных не только с изменением трудового законодательства, но и с переходом Университета на использование сетевых форм доступа к информационным ресурсам и расширением применения цифровых технологий в учебном и научном процессе) необходимо отметить появившуюся возможность официально оформить трудовые отношения на удаленную (дистанционную) работу для написания учебных, учебно-методических, научных и иных работ.
В целях максимального облегчения доступа работников к использованию в трудовой деятельности всех информационных ресурсов СПбГУ за счет средств работодателя организуются курсы по обучению компьютерной грамотности, работе с информационными базами.
Особое внимание, оказываемое Почетным профессорам Санкт-Петербургского государственного университета, выражается также в том, что не реже одного раза в год им выплачивается дополнительная материальная помощь, оказывается особая поддержка в различных трудных жизненных ситуациях.
В завершении этого раздела нельзя не сказать и о возрожденном относительно недавно праве научно-педагогических работников претендовать на заключение с ними бессрочного (на неопределенный срок) трудового договора (см. С кем заключают бессрочные договоры в СПбГУ? — Материалы ректорского совещания от 04.04.2016, п. 1; Продолжаем заключать бессрочные договоры — Материалы ректорского совещания от 30.05.2016, п. 6; Продолжаем заключать бессрочные договоры — Материалы ректорского совещания от 18.07.2016, п. 4).
 
Организационные права
Не только в Конституции Российской Федерации (ст. 33 и ч. 2 ст. 46), но и в ряде других нормативных актов закреплено право граждан на обращение в органы государственной власти и к должностным лицам организаций, а также право на обжалование действий и решений органов и должностных лиц. В последние годы в Университете много было сделано для того, чтобы создать реальные, действующие механизмы обеспечения реализации этого права.
Например, право обратиться за разъяснением правил, действующих в Университете, можно реализовать:
через сервис «Виртуальная приемная» на портале СПбГУ;
на приеме граждан у должностного лица, установившего правило (при этом сейчас такой прием граждан проводится должностными лицами Университета еженедельно, а в некоторых случаях даже чаще).
Предложения по изменению и / или дополнению приказов теперь можно направлять ответственному должностному лицу по адресу электронной почты, который указывается уже в самом тексте тех приказов, которые имеют нормативный характер и затрагивают множество работников или обучающихся.
Традиционно научно-педагогические работники СПбГУ имеют право избирать и быть избранными в состав органов управления Санкт-Петербургского университета (см. Устав СПбГУ, п. 99-а).
Однако только недавно это право в Университете было обеспечено дополнительными гарантиями, защищающими работников от воздействия руководителя любого уровня: деканов, директоров институтов, заведующих кафедрами или лабораториями. Теперь, кандидатуры во все основные коллегиальные органы Университета могут выдвигаться в порядке самовыдвижения:
в порядке самовыдвижения можно выдвинуть свою кандидатуру в состав ученого совета факультета / института (см. приказ СПбГУ от 08.12.2015 № 9450/1: Итоги заседания Ученого совета СПбГУ 30 ноября 2015 г.);
в порядке самовыдвижения можно выдвинуть свою кандидатуру в состав Ученого совета Университета (см. приказ от 08.07.2015 № 5405/1; О новом составе Ученого совета СПбГУ — Материалы ректорского совещания от 28.09.2015, п. 1);
в порядке самовыдвижения можно выдвинуть свою кандидатуру в состав учебно-методической и научной комиссии любого (!) факультета (помимо самовыдвижения любой научно-педагогический работник наделен сегодня правом предложить в состав учебно-методической комиссии кандидатуры представителей работодателей (см. на сайте СПбГУ в разделе «Комиссии СПбГУ»: Результаты работы по формированию составов учебно-методических комиссий — Материалы ректорского совещания от 23.12.2013, п. 1));
в порядке самовыдвижения выдвинуть свою кандидатуру в состав научно-технических советов ресурсных центров (см. Утверждение типового положения о ресурсном центре и типового положения о научно-техническом совете ресурсного центра — Материалы ректорского совещания от 22.07.2013, п. 1).
Более того, вышеуказанные принципы были распространены и на правила формирования и деятельности диссертационных советов:
каждый сотрудник имеет право в порядке самовыдвижения выдвинуть свою кандидатуру в состав диссертационных советов (см. Принципы распределения дополнительных средств на заработную плату в 2012 году &mdash Материалы ректорского совещания от 27.04.2012г., п. 5; О реорганизации диссертационных советов &mdash Материалы ректорского совещания от 10.09.2012, п. 3);
а члены диссертационного совета имеют право самостоятельно выбрать кандидатов на роль председателя, заместителя председателя и ученого секретаря совета (О формировании диссертационных советов — Материалы ректорского совещания от 14.05.2012г., п. 7.2).
Традиционно научно-педагогические работники имели право участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности Санкт-Петербургского университета (см. Устав СПбГУ, п. 99-б), включая право участвовать в заседаниях ученых советов, учебно-методических и научных комиссий институтов / факультетов (см. Об информационной активности деканов факультетов и их заместителей — Материалы ректорского совещания от 19.03.2012г., п. 4).
Однако на практике это право было затруднительно реализовать, поскольку информация о повестке заседаний ученых советов или комиссий распространялась подчас кулуарно, только среди членов этих органов, а о содержании вопросов повестки дня и прилагаемых материалах не только заинтересованные сотрудники, но даже и сами члены соответствующих органов узнавали порой только на самом заседании (и поэтому не могли подготовиться к аргументированному выражению и отстаиванию своего мнения).
Уже несколько лет все научно-педагогические работники Университета (и даже просто заинтересованные лица) имеют право на заблаговременное получение информации о повестке заседания Ученого совета Университета и материалах заседания, в том числе подробной информации об участниках конкурса на должности научно-педагогических работников: о количестве и перечне их публикаций, индексируемых в Web of Science Core Collection; количестве выигранных за последние годы грантов и размере этих грантов и т. д. (см. приказ СПбГУ от 05.07.2013 № 2476/1); Регистрация электронной страницы СПбГУ в качестве СМИ — Материалы ректорского совещания от 14.01.2013 (с дополнениями в п.5 от 26.01.2013), п. 4, Изменения в порядке проведения конкурса на замещение должностей НПР — Материалы ректорского совещания от 03.06.2013, п. 7), о принятых решениях — в форме публикации всей этой информации на сайте СПбГУ (см. Ученый совет СПбГУ).
Аналогичные гарантии имеются и в отношении получения информации о повестке дня заседаний институтских / факультетских учебно-методической и научной комиссий, решениях этих комиссий — в форме публикации этой информации в разделе соответствующего института / факультета на сайте СПбГУ (см. Об информационной активности деканов факультетов и их заместителей — Материалы ректорского совещания от 19.03.2012г., п. 4).
Политика информационной открытости нашла свое выражение в Университете также и в праве на получение информации о вопросах, рассматриваемых:
на ректорских совещаниях (см. Ректорские совещания);
в ходе приема ректором граждан (см. Обращения к ректору);
в ходе приема граждан должностными лицами (см. Прием граждан должностными лицами СПбГУ);
на совещаниях деканов с заведующими кафедрами (см. Об информационной активности деканов факультетов и их заместителей — Материалы ректорского совещания от 19.03.2012г., п. 4);
в ходе приема граждан деканами / директорами (см. Внесение изменений в основные права и обязанности декана факультета — Материалы ректорского совещания от 17.06.2013, п. 2) и проректорами (см. Прием граждан проректорами — Материалы ректорского совещания от 01.04.201, п. 7).
Информация о вопросах, рассмотренных на таких совещаниях, доступна на портале Университета в открытом режиме.

Просмотров: 1737

Возврат к списку новостей


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017