Биологический факультет СПбГУ

Кафедра высшей нервной деятельности и психофизиологии - сотрудники


Марина Юрьевна Васильева
Ученая степень: кандидат биологических наук
Должность: Старший научный сотрудник
Телефон: (812)-328-97-54
E-mail: m.vasilieva@spbu.ru
WEB-ресурс

Наукометрические показатели:
SPIN: 5534-810
ResearcherID: J-3016-2013
Scopus ID: 55860800475
ORCID: 0000-0003-4955-0065


Карьера и опыт работы:

Окончила биофак СПбГУ по специальности «биолог-физиолог». Научно-исследовательскую деятельность продолжила в Институте Физиологии им. И.П. Павлова РАН (лаб. физиологии слуха, зав. лаб.: д.б.н., проф., чл-корр. РАН Я.А.Альтман), в Российском Научном Центре Радиологии и Хирургических Технологий МЗ РФ (РНЦРХТ МЗ РФ). С 2005 г. - работает на кафедре ВНД и психофизиологии СПбГУ.

Научные интересы:

Научные интересы: Когнитивная нейронаука; психофизиология раннего детского возраста; раннее когнитивное развитие; нейрофизиологические механизмы внимания, памяти, научения; нейрофизиология речи и языка; психология развития; аналитическая психология и юнгианский психоанализ.

Практическое применение исследований:

Сотрудниками лаборатории «Научный центр «Психофизиологии матери и ребенка» СПбГУ совместно с неонатологами и неврологами отделения новорожденных Детской Городской Больницы №22 г.Санкт-Петербурга проводится «Программа комплексного психофизиологического исследования и сопровождения детей, родившихся на ранних сроках гестации». Программа включает в себя научно-исследовательскую часть, направленную на изучение ранних этапов нейрофизиологического и психического развития недоношенного ребенка и программу ранней помощи недоношенным детям и их мамам, как профилактику нарушений развития и психического здоровья недоношенных детей. Наблюдение за детьми осуществляется с периода новорожденности до 3-х лет; к настоящему времени в программе приняло участие более 400 младенцев и их мам.   

Читаемые курсы:

Психофизиология в детском возрасте.

Избранные публикации:

  • Boboshko M.Y., Savenko I.V., Garbaruk E.S., Knyazeva V.M., Vasilyeva M.J. Impact of Prematurity on Auditory Processing in Children // Pathophysiology. – 2023. – v. 30. – p. 505-521. https://doi.org/10.3990/pathophysiology30040038
  • Чернего Д.И., Васильева М.Ю., Мухамедрахимов Р.Ж. Влияние раннего опыта институционализации на развитие ребенка: биологические показатели, физиологические механизмы, поведенческие характеристики // Социальная психология и общество. - 2023. - т. 14. - № 2. - с. 9–27. doi:10.17759/sps.2023140202
  • Васильева М.Ю. Князева В.М., Александров А.А., Штыров Ю.Ю. Сверхбыстрое усвоение новой лексики: нейрофизиологические корреляты механизма «fast mapping» у детей и взрослых // От слова – к репрезентации. Нейрокогнитивные основы вербального научения. Под.ред. О.В.Щербаковой. - СПб: Скифия-Принт. - 2022. - 358 с. УДК 159.9+57+80.
  • Vasilyeva M. J., Knyazeva V. M., Partanen E. J., Aleksandrov A. A., Shtyrov Y. Y. Single-shot word learning in the developing brain: ERP evidence // International Journal of Psychophysiology. - 2021. - 168 Supplement. - p. S88. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2021.07.272
  • Petrov M.V., Zhukova M.A., Ovchinnikova I.V., Golovanova I.V., Vasilyeva M.Y., Mukhamedrahimov R.J., Naumova O.Y., Grigorenko E.L. Resting-state EEG spectral power in children with experience of early deprivation // Experimental Psychology. - 2020. - v. 13. - №4. р. 115-124. doi: 10.17759/exppsy. 
  • Vasilyeva M. J., Knyazeva V. M., Aleksandrov A. A., Shtyrov Y. Y. Neurophysiological Correlates of Fast Mapping of Novel Words in the Adult Brain // Frontiers in Human Neuroscience. - 2019. -  13:304. https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00304
  • Ovchinnikova I.V., Zhukova M.A., Luchina A., Petrov M.V., Vasilyeva M.J., Grigorenko E.L. Auditory Mismatch Negativity Response in Institutionalized Children // Frontiers in Human Neuroscience. 2019. - 13:300.  https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00300
  • Vasilyeva M.J., Knyazeva, V.M., Aleksandrov A.A., Shtyrov Y.Y. Neural signatures of fast mapping in developing brain: ERP evidence of single-shot word learning in preschool children // Neurobiology of Speech and Language: Proceedings of the 3rd International Conference on Neurobiology of Speech and Language. Saint-Petersburg, 2019, р.40-41.
  • Chernego D.I., McCall R.B., Wanless S.B., Groark C.J., Vasilyeva M.J., Palmov O.I., Nikiforova N.V., Muhamedrahimov R.J. The Effect of Social-Emotional Intervention on the Development of Preterm Infants in Institutions // Infants & Young Children. – 2018. -v.31. - №1. - p. 37-52. doi: 10.1097/IYC.0000000000000108. 
  • Muhamedrahimov R.J., Chernego D.I., Vasilyeva M.J., Palmov O.I., Vershinina E.A., Nikiforova N.V., McCall R.B., Groark C.J. Developmental change in full- and preterm infants between the ages of three and nine months in institutions with different caregiving environments // Psychology in Russia: State of the Art. - 2018. - v. 11. - №3. - p. 152-167. doi: 10.11621/PIR.2018.0311.
  • Васильева М.Ю., Коршина Ю.Д., Курохтина Е.В., Вершинина Е.А., Корнилов С.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Григоренко Е.Л. Исполнительные функции у детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка и семьях. // Психологический журнал. 2017, т. 38, № 4. – с. 62-75 
  • Васильева М.Ю., Банных О.Н., Кощавцев А.Г., Вершинина Е.А., Александров А.А. Особенности параметров негативности рассогласования у детей раннего возраста // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова.  - 2015. - № 1. - с. 85-97.
  • Васильева М.Ю., Батуев А.С., Вершинина Е.А. Особенности развития недоношенных детей первого года жизни // Психологический журнал. – 2009. - № 3. - с. 52-62.
  • Vasilyeva M.J. Developmental status of preterm infants // International Journal of Psychology. – 2008. - v.43. - N 3/4. - р. 701.
  • Альтман Я.А., Васильева М.Ю., Котеленко Л.М. Реакции нейронов гиппокампа при действии сигналов, имитирующих различное пространственное положение источника звука // Сенсорные системы. – 1990. - т.4. - №4. - с. 407-414.


© Биологический факультет СПбГУ, 2006-2011