Биологический факультет СПбГУ

биофак СПбГУ


Дорогие ребята, мы давно вас не видели, и очень соскучились. Предлагаем вам летние задания, которые надо выполнить до 1 сентября. Раздел будет динамически пополняться по мере проявления нашей заботы о вас. Следите за обновлениями.


РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Разобрать опубликованные на официальном сайте демонстрационные версии контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии за 2012 г и прошлые годы. Их можно найти по следующим ссылкам:

2. Ознакомиться со Спецификацией работы ЕГЭ по биологии 2012 года (скачивается по тем же ссылкам).

3. Тренироваться выполнять задания из открытого сегмента федеральной базы заданий ЕГЭ на официальном сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений): http://www.fipi.ru/view/sections/152/docs/

4. Самостоятельно решать задания ЕГЭ, опубликованные в различных сборниках. Список рекомендуемых сборников прилагается.

Список литературы, рекомендованной для подготовки к ЕГЭ по биологии:

Рекомендуется изучить сборники заданий с грифом ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) за последние три года (их список скачивается по ссылке http://www.fipi.ru/view/sections/203/docs/436.html ).

Мы рекомендуем также следующие сборники:

  1. Воронина Г.А., Калинова Г.С. ЕГЭ 2012. Биология. Типовые тестовые задания. М.: Изд-во «Экзамен», 2012.
  2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. ЕГЭ 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся. М.: Интеллект-Центр, 2010.
  3. Калинова Г.С., Никишова, Е.А., Петросова Р.А. (под. ред. Г. С. Калиновой) ЕГЭ-2011. Биология: практикум по подготовке к ЕГЭ. М.: Национальное образование, 2011.
  4. Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. ЕГЭ-2012 Биология. 10 типовых вариантов экзаменационных работ. М.: Национальное образование, 2011
  5. Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. ЕГЭ-2012 Биология. 30 типовых вариантов экзаменационных работ. М.: Национальное образование, 2011
  6. Лернер Г.И. ЕГЭ 2012. Биология. Сборник заданий. М.: Эксмо, 2011 (2012).
  7. Никишова Е.А., С.П. Шаталова ЕГЭ-2012 Биология. М.: Астрель, 2011


РАЗДЕЛ 2. ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Клеточный цикл. Деление клетки. Жизненные циклы

Дайте развернутый ответ на вопрос.

  1. В чем заключается значение митоза и мейоза?
  2. Сравните два способа деления клетки - митоз и мейоз.
  3. Какое место может занимать мейоз в жизненных циклах растений, животных и грибов?
  4. В ядре сперматозоида дождевого червя содержится 18 хромосом. Сколько хромосом и сколько хроматид содержит клетка его кишечника 1) в начале интерфазы, 2) в конце интерфазы, 3) в профазе митоза, 4) в анафазе митоза?
  5. В ядре зиготы тигра содержится 38 хромосом. Сколько хромосом и сколько хроматид содержится в его клетке 1) в начале интерфазы, 2) в метафазе митоза 3) в метафазе первого деления мейоза, 4) в метафазе второго деления мейоза?
  6. У некоторого вида морских гидроидов сперматозоид несет в ядре 9 хромосом. Сколько хромосом содержится в ядре 1) его зиготы, 2) большинства соматических клеток медузы, 3) большинства соматических клеток полипа, 4) зрелой яйцеклетки?
  7. В ядре зиготы Страусника обыкновенного (Matteuccia struthiopteris) содержится 80 хромосом. Сколько хромосом содержится в 1) ядре его устьичной клетки, 2) ядре заростка, 3) клетке на стадии анафазы второго деления мейоза, 4) ядре зрелой макрогаметы?
  8. Клетка корневой меристемы кукурузы содержит в ядре 20 хромосом. Сколько хромосом содержится 1) в ядре клетки листовой паренхимы, 2) в ядре эндосперма семени, 3) в ядре корешка зародыша семени, 4) в макрогамете, 5) в микрогамете?
  9. Сколько хромосом и сколько хроматид содержится в клетке листа кукурузы на стадии 1) пресинтетического периода интерфазы, 2) постсинтетического периода интерфазы, 3) профазы митоза, 4) метафазы митоза, 5) анафазы митоза?
  10. Клетка эндосперма фасоли содержит 33 хромосомы. Сколько хромосом содержится в ядре 1) клеток ее семядолей, 2) ядре зиготы, 3) ядре клетки-антипода зародышевого мешка, 4) ядре микрогаметы?
  11. В результате какого способа деления образуются следующие клетки цветкового растения: 1) ситовидная клетка, 2) спермий, 3) макрогамета, 4) клетка семядоли.
  12. В результате какого способа деления образуются следующие клетки папоротника: 1) спора, 2) спермий, 3) макрогамета, 4) клетка листовой паренхимы.
  13. В результате какого способа деления образуются следующие клетки сосны: 1) мегаспора, 2) спермий, 3) клетки пыльцевого зерна, 4) клетка апикальной меристемы побега.

Биосфера. Функции живого вещества

Установите соответствие между явлением природы и функцией живого вещества, которую это явление иллюстрирует.

Явление природы

Функция живого вещества биосферы

А. Растения и цианобактерии в процессе фотосинтеза производят кислород.

1. Окислительно-восстановительная

2. Концентрационная

3. Газовая

Б. Железобактерии-хемосинтетики способны использовать соединения двухвалентного железа

В. Многие морские простейшие имеют скелет из кремнезема и участвуют в формировании глубоководных илов.

Г. У кораллов формируется известковый скелет.

 

Д. Способность клубеньковых бактерий к фиксации азота.

 

Е. Содержание углекислого газа в атмосфере менялось на протяжении истории Земли.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

   

 

 

 

 

 

Установите соответствие между объектом и компонентом биосферы, к которому он относится.

Объект

Компонент биосферы

А. Каменный уголь

1. Живое вещество

2. Косное вещество

3. Биокосное вещество

Б. Планктон

В. Эпителиальные ткани млекопитающих

Г. Гранит

 

Д. Нефть

 

Е. Слюда

 

А

Б

В

Г

Д

Е

   

 

 

 

 

 

Определите последовательность событий, имевших место в ходе эволюции биосферы.

А. Появление первых гетеротрофных эукариот

Б. Появление настоящих многоклеточных животных

В. Вымирание динозавров в конце мелового периода

Г. Появление первых автотрофных эукариот.

Д. Появление фотосинтеза

Е. Появление первых млекопитающих

Ж. Появление высших растений

З. Выход позвоночных животных на сушу

  

 

 

 

 

 

 

 

Дайте развернутый ответ на вопрос.

  1. Какова роль продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте кислорода? Каково значение кислорода (О2) в обмене веществ живых организмов?

  1. В чем состоит роль бактерий, растений, животных и грибов в круговороте азота?

  1. Объясните, почему В.И.Вернадский называл почву биокосным телом?

  1. Какое значение в земледелии имеет вспашка почвы?

  1. Почему агроценозы как правило менее устойчивы, чем естественные биоценозы?

Реализация наследственной информации. Синтез белков

Дайте развернутый ответ на вопрос.

1. Укажите, в каких клеточных структурах может идти процесс репликации ДНК.

2. Укажите, где в клетке может идти процесс трансляции.

3. Молекула ДНК содержит 800 нуклеотидов с тимином, что составляет 20% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с аденином, гуанином и цитозином содержится в данной молекуле? Ответ поясните.

  1. Участок одной из цепей ДНК содержит 150 нуклеотидов с тимином (Т), 120 нуклеотидов с аденином (А), 200 нуклеотидов с цитозином (Ц), 220 нуклеотидов с гуанином (Г). Сколько нуклеотидов с данными основаниями содержится в второй цепи этого участка молекулы? Сколько всего нуклеотидов с аденином, тимином, цитозином и гуанином содержит весь участок молекулы ДНК? Ответ поясните.

  1. Молекула некоторого полипептида включает 120 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов содержит участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении данного полипептида, и молекулы иРНК, несущий эту же информацию? Сколько молекул тРНК понадобится для переноса этих аминокислот к месту синтеза полипептида? Ответ поясните.

  1. В процессе трансляции участвовало 60 молекул тРНК. Каково количество аминокислот в составе молекулы соответствующего полипептида? Сколько нуклеотидов и триплетов содержит участок молекулы ДНК, содержащий информацию о данном полипептиде. Ответ поясните.

  1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о полипептиде, содержит следующую последовательность нуклеотидов: ГАТГГЦЦГТЦЦА. Какова последовательность нуклеотидов соответствующего участка молекулы иРНК? Каковы последовательности антикодонов молекул тРНК, участвующих в трансляции? В результате мутации в первом триплете нуклеотид с аденином был заменен на нуклеотид с тимином. Как изменится аминокислотная последовательность? Ответ поясните.

  1. Фрагмент молекулы иРНК, участвующей в трансляции некоторого полипептида, несет следующую последовательность нуклеотидов: АУУЦЦАГУЦУАЦ. Определите последовательность нуклеотидов участка молекулы ДНК, несущего информацию о данном полипептиде и последовательность антикодонов молекул тРНК, участвующих в трансляции. Как изменится последовательность аминокислот в результате мутации – замены в четвертом триплете нуклеотида с гуанином на нуклеотид с тимином? Ответ поясните.

  1. Фрагмент молекулы ДНК, кодирующий участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАГЦГААТАГГЦТАГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если известно, что третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения используйте таблицу генетического кода.

  1. К каким последствиям для первичной структуры молекулы белка может привести замена одного нуклеотида на другой в участке ДНК, несущем информацию о данном белке? А к каким последствиям может привести утрата одного нуклеотида? Ответ поясните.

  1. Почему в клетках желез, интенсивно синтезирующих белковые продукты, хорошо выражено ядрышко, сильно развиты шЭПС и комплекс Гольджи?

Энергетический обмен

Дайте развернутый ответ на вопрос.

1. Укажите, где в клетке растения может идти синтез АТФ. Какие процессы энергетического обмена там протекают?

2. Сравните процессы брожения и клеточного дыхания.

3. В процессе гликолиза образовалось 20 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ могло бы образоваться при их полном расщеплении до воды и углекислого газа в процессе клеточного дыхания?

ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ 

Заполнить таблицы.

При составлении таблиц можно использовать не только указанные здесь строки, но и другие (на усмотрение учащихся).

Сравнительный анализ основных групп простейших.

 

Саркодовые

Жгутико-носцы

Инфузории

Таксон

Признак

Класс Корненожки

Класс Форамини-феры

Класс Лучевики

Класс Солнечники

 

 

Среда обитания и образ жизни

 

 

 

 

 

 

Размеры и форма тела

 

 

 

 

 

 

Скелет

 

 

 

 

 

 

Способы локомоции

 

 

 

 

 

 

Питание

 

 

 

 

 

 

Выделение и осморегуляция

 

 

 

 

 

 

Особенности ядерного аппарата

 

 

 

 

 

 

Прочие особенности строения

 

 

 

 

 

 

Способы размножения

 

 

 

 

 

 

Особенности жизненного цикла

 

 

 

 

 

 

Прочее

 

 

 

 

 

 

Тип Кишечнополостные. Сравнение поколений полипов и медуз.

 

Поколение полипов

Поколение медуз

Среда обитания и образ жизни

 

 

Форма тела и размеры

 

 

Степень развития мезоглеи

 

 

Способность к формированию колоний

 

 

Способность к активному перемещению (локомоции)

 

 

Особенности пищеварительной системы

 

 

Особенности нервной системы

 

 

Особенности рецепторного аппарата и органов чувств.

 

 

Способы размножения

 

 

В каких классах встречаются

 

 

Тип Плоские черви. Сравнительная характеристика основных классов

 Таксон

Признак

Ресничные черви (на примере молочно-белой планарии)

Дигенетические сосальщики (на примере печеночного сосальщика)

Ленточные черви (на любом примере)

Среда обитания и образ жизни

 

 

 

Размеры тела

 

 

 

Членистое строение тела

 

 

 

Органы прикрепления

 

 

 

Строение покровов

 

 

 

Мускулатура

 

 

 

Способы локомоции

 

 

 

Особенности пищеварительной системы и питания

 

 

 

Выделение и выделительная система

 

 

 

Паренхима

 

 

 

Полость тела

 

 

 

Нервная система

 

 

 

Органы чувств

 

 

 

Способы размножения

 

 

 

Смена поколений в ходе жизненного цикла (если он сложный)

 

 

 

Основные онтогенетические стадии

  

 

 

Смена среды обитания (в.ч. хозяев)

 

 

 

Сравнение плоских, круглых червей и кольчатых червей.

 Таксон

Признак

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

Основные классы

 

 

 

Среда обитания и образ жизни

 

 

 

Тип симметрии тела

 

 

 

Количество зародышевых листков

 

 

 

Членистое строение тела

 

 

 

Особенности строения покровов

 

 

 

Особенности мускулатуры

 

 

 

Конечности

 

 

 

Способы локомоции

 

 

 

Особенности пищеварительной системы и питания

 

 

 

Полость тела

 

 

 

Выделительная система и выделение

 

 

 

Особенности нервной системы

 

 

 

Способы размножения

 

 

 

Особенности жизненного цикла

 

 

 

Задания для тренировки.

Установите соответствие между признаками и видом животных.

Признак

Вид животных

А. Мощная кутикула

1.Fasciola hepatica

Б. Ресничная личинка имеет железы проникновения

2.Ascaris lumbricoides

В. Размножение путем партеногенеза

 

Г. Гермафродитизм

 

Д. Линька

 

Е. Редии

 

Ж. Только продольная мускулатура

 

З. Развитие личинок в легких

 

И. Хвостатая личинка (церкария)

 

К. Первичная полость тела выполняет опорную функцию

 

Л. Протонефридии

 

М. Заражение хозяина при проглатывании яиц

 

Н. Жизненный цикл включает несколько поколений

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установите последовательность событий, протекающих в жизненном цикле Obelia geniculata, начиная с зиготы.

  1. Зигота
  2. Медуза
  3. Ресничная личинка
  4. Формирование колонии
  5. Оплодотворение
  6. Гаметогенез
  7. Образование гонангиев с бластостилем
  8. Оседание и метаморфоз личинки
  9. Бесполое размножение почкованием

 

 

 

 

 

 

 

 

Установите последовательность событий, протекающих в онтогенезе многощетинкового кольчатого червя.

  1. Формирование дефинитивных рта и ануса
  2. Бластула
  3. Зигота
  4. Гаструляция
  5. Закладка личиночных сегментов
  6. Гаструла
  7. Оплодотворение
  8. Дробление
  9. Закладка мезодермы
  10. Формирование постларвального тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установите последовательность событий, протекающих при половом размножении некоторого вида инфузорий. Запишите в таблицу соответствующие ей цифры.

  1. Слияние гаплоидных ядер, образование диплоидного ядра,
  2. Разъединение клеток
  3. Каждая клетка содержит по два гаплоидных ядра
  4. Микронуклеус делится путем мейоза, образуется четыре гаплоидных ядра
  5. Три гаплоидных ядра дегенерируют, оставшееся ядро делится путем митоза
  6. Обмен мигрирующими гаплоидными ядрами между партнерами
  7. Соединение двух клеток, образование цитоплазматического мостика между ними
  8. Деление диплоидного ядра, деление клетки, образование микро- и макронуклеусов

 

 

 

 

 

 

 

 



© Биологический факультет СПбГУ, 2006-2011