Биологический факультет СПбГУ |
биофак СПбГУ |
|
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Разобрать опубликованные на официальном сайте демонстрационные версии контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии за 2012 г и прошлые годы. Их можно найти по следующим ссылкам:
2. Ознакомиться со Спецификацией работы ЕГЭ по биологии 2012 года (скачивается по тем же ссылкам).
3. Тренироваться выполнять задания из открытого сегмента федеральной базы заданий ЕГЭ на официальном сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений): http://www.fipi.ru/view/sections/152/docs/
4. Самостоятельно решать задания ЕГЭ, опубликованные в различных сборниках. Список рекомендуемых сборников прилагается.
Список литературы, рекомендованной для подготовки к ЕГЭ по биологии:
Рекомендуется изучить сборники заданий с грифом ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) за последние три года (их список скачивается по ссылке http://www.fipi.ru/view/sections/203/docs/436.html ).
Мы рекомендуем также следующие сборники:
РАЗДЕЛ 2. ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Клеточный цикл. Деление клетки. Жизненные циклы
Дайте развернутый ответ на вопрос.
Биосфера. Функции живого вещества
Установите соответствие между явлением природы и функцией живого вещества, которую это явление иллюстрирует.
Явление природы |
Функция живого вещества биосферы | ||||||
А. Растения и цианобактерии в процессе фотосинтеза производят кислород. |
1. Окислительно-восстановительная 2. Концентрационная 3. Газовая | ||||||
Б. Железобактерии-хемосинтетики способны использовать соединения двухвалентного железа | |||||||
В. Многие морские простейшие имеют скелет из кремнезема и участвуют в формировании глубоководных илов. | |||||||
Г. У кораллов формируется известковый скелет. |
| ||||||
Д. Способность клубеньковых бактерий к фиксации азота. |
| ||||||
Е. Содержание углекислого газа в атмосфере менялось на протяжении истории Земли. |
| ||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е | ||
|
|
|
|
|
|
Установите соответствие между объектом и компонентом биосферы, к которому он относится.
Объект |
Компонент биосферы |
А. Каменный уголь |
1. Живое вещество 2. Косное вещество 3. Биокосное вещество |
Б. Планктон | |
В. Эпителиальные ткани млекопитающих | |
Г. Гранит |
|
Д. Нефть |
|
Е. Слюда |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Определите последовательность событий, имевших место в ходе эволюции биосферы.
А. Появление первых гетеротрофных эукариот
Б. Появление настоящих многоклеточных животных
В. Вымирание динозавров в конце мелового периода
Г. Появление первых автотрофных эукариот.
Д. Появление фотосинтеза
Е. Появление первых млекопитающих
Ж. Появление высших растений
З. Выход позвоночных животных на сушу
|
|
|
|
|
|
|
|
Дайте развернутый ответ на вопрос.
Реализация наследственной информации. Синтез белков
Дайте развернутый ответ на вопрос.
1. Укажите, в каких клеточных структурах может идти процесс репликации ДНК.
2. Укажите, где в клетке может идти процесс трансляции.
3. Молекула ДНК содержит 800 нуклеотидов с тимином, что составляет 20% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с аденином, гуанином и цитозином содержится в данной молекуле? Ответ поясните.
Энергетический обмен
Дайте развернутый ответ на вопрос.
1. Укажите, где в клетке растения может идти синтез АТФ. Какие процессы энергетического обмена там протекают?
2. Сравните процессы брожения и клеточного дыхания.
3. В процессе гликолиза образовалось 20 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ могло бы образоваться при их полном расщеплении до воды и углекислого газа в процессе клеточного дыхания?
ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
Заполнить таблицы.
При составлении таблиц можно использовать не только указанные здесь строки, но и другие (на усмотрение учащихся).
Сравнительный анализ основных групп простейших.
|
Саркодовые |
Жгутико-носцы |
Инфузории | |||
Таксон Признак |
Класс Корненожки |
Класс Форамини-феры |
Класс Лучевики |
Класс Солнечники |
|
|
Среда обитания и образ жизни |
|
|
|
|
|
|
Размеры и форма тела |
|
|
|
|
|
|
Скелет |
|
|
|
|
|
|
Способы локомоции |
|
|
|
|
|
|
Питание |
|
|
|
|
|
|
Выделение и осморегуляция |
|
|
|
|
|
|
Особенности ядерного аппарата |
|
|
|
|
|
|
Прочие особенности строения |
|
|
|
|
|
|
Способы размножения |
|
|
|
|
|
|
Особенности жизненного цикла |
|
|
|
|
|
|
Прочее |
|
|
|
|
|
|
Тип Кишечнополостные. Сравнение поколений полипов и медуз.
|
Поколение полипов |
Поколение медуз |
Среда обитания и образ жизни |
|
|
Форма тела и размеры |
|
|
Степень развития мезоглеи |
|
|
Способность к формированию колоний |
|
|
Способность к активному перемещению (локомоции) |
|
|
Особенности пищеварительной системы |
|
|
Особенности нервной системы |
|
|
Особенности рецепторного аппарата и органов чувств. |
|
|
Способы размножения |
|
|
В каких классах встречаются |
|
|
Тип Плоские черви. Сравнительная характеристика основных классов
Таксон Признак |
Ресничные черви (на примере молочно-белой планарии) |
Дигенетические сосальщики (на примере печеночного сосальщика) |
Ленточные черви (на любом примере) |
Среда обитания и образ жизни |
|
|
|
Размеры тела |
|
|
|
Членистое строение тела |
|
|
|
Органы прикрепления |
|
|
|
Строение покровов |
|
|
|
Мускулатура |
|
|
|
Способы локомоции |
|
|
|
Особенности пищеварительной системы и питания |
|
|
|
Выделение и выделительная система |
|
|
|
Паренхима |
|
|
|
Полость тела |
|
|
|
Нервная система |
|
|
|
Органы чувств |
|
|
|
Способы размножения |
|
|
|
Смена поколений в ходе жизненного цикла (если он сложный) |
|
|
|
Основные онтогенетические стадии |
|
|
|
Смена среды обитания (в.ч. хозяев) |
|
|
|
Сравнение плоских, круглых червей и кольчатых червей.
Таксон Признак |
Тип Плоские черви |
Тип Круглые черви |
Тип Кольчатые черви |
Основные классы |
|
|
|
Среда обитания и образ жизни |
|
|
|
Тип симметрии тела |
|
|
|
Количество зародышевых листков |
|
|
|
Членистое строение тела |
|
|
|
Особенности строения покровов |
|
|
|
Особенности мускулатуры |
|
|
|
Конечности |
|
|
|
Способы локомоции |
|
|
|
Особенности пищеварительной системы и питания |
|
|
|
Полость тела |
|
|
|
Выделительная система и выделение |
|
|
|
Особенности нервной системы |
|
|
|
Способы размножения |
|
|
|
Особенности жизненного цикла |
|
|
|
Задания для тренировки.
Установите соответствие между признаками и видом животных.
Признак |
Вид животных | |||||||||||||
А. Мощная кутикула |
1.Fasciola hepatica | |||||||||||||
Б. Ресничная личинка имеет железы проникновения |
2.Ascaris lumbricoides | |||||||||||||
В. Размножение путем партеногенеза |
| |||||||||||||
Г. Гермафродитизм |
| |||||||||||||
Д. Линька |
| |||||||||||||
Е. Редии |
| |||||||||||||
Ж. Только продольная мускулатура |
| |||||||||||||
З. Развитие личинок в легких |
| |||||||||||||
И. Хвостатая личинка (церкария) |
| |||||||||||||
К. Первичная полость тела выполняет опорную функцию |
| |||||||||||||
Л. Протонефридии |
| |||||||||||||
М. Заражение хозяина при проглатывании яиц |
| |||||||||||||
Н. Жизненный цикл включает несколько поколений |
| |||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Установите последовательность событий, протекающих в жизненном цикле Obelia geniculata, начиная с зиготы.
|
|
|
|
|
|
|
|
Установите последовательность событий, протекающих в онтогенезе многощетинкового кольчатого червя.
Установите последовательность событий, протекающих при половом размножении некоторого вида инфузорий. Запишите в таблицу соответствующие ей цифры.
|
|
|
|
|
|
|
|
© Биологический факультет СПбГУ, 2006-2011 |