Специализация:
"Общая физиология" (020207)
Руководитель программы:
Ляксо Елена Евгеньевна, д.б.н., доцент
E-mail: lyakso@gmail.com
Автор программы:
Ляксо Елена Евгеньевна, д.б.н., доцент
E-mail: lyakso@gmail.com
|
|
Аннотация программы
Магистерская программа ориентирована на подготовку исследователей работающих в области одного из приоритетных направлений общей физиологии - физиологии речи. В программе предусмотрено изучение становления речи с ранних этапов онтогенеза, специфики речевых взаимодействий в системе «мать-дитя», влияния материнской депривации на речевое развитие детей; ранней диагностики заболеваний на основе акустических характеристик звуковых сигналов детей; рассмотрены особенности звуков у детей с различной патологией развития. Актуальность программы обусловлена востребованностью специалистов, ибо научные проблемы, возникающие в медицине и одной из ее областей - педиатрии, в коррекционной педагогике, в области речевых технологий, диктуют необходимость фундаментальных исследований речевого онтогенеза. Целесообразность подготовки студентов на кафедре общей физиологии Биолого-почвенного факультета СПбГУ обусловлена возможностью сочетания знаний о морфологической, нейрофизиологической и функциональной организации речи, принципах работы слуховой сенсорной системы, физиологических основах акустики и компьютерных методах обработки звуковых и речевых сигналов. Программа составлена по избыточному принципу, обеспечивающему возможность гибкой специализации студентов. Осуществляется магистерская программа на базе группы по изучению детской речи кафедры общей физиологии Биолого-почвенного факультета СПбГУ. Область научных исследований лаборатории – физиология и психофизиология речи, акустика речи, психофизиология детской речи, психоакустика. Для выполнения работ имеется хорошая экспериментальная база: цифровые видеокамеры, профессиональные аудио магнитофоны и микрофоны; установка для ввода звуковых сигналов в компьютер; персональные компьютеры, оснащенные специализированными программами для цифрового анализа речи и видеозаписей, пакетом статистических программ; аппаратура для проведения психофизиологических исследований речевого восприятия (динамики, головные телефоны, программы синтеза акустических сигналов). В реализации магистерской программы принимают участие высококвалифицированные преподаватели кафедры общей физиологии, других кафедр и факультетов СПбГУ, научных сотрудников профильных Институтов РАН.
Магистерские диссертации студентов могут быть выполнены в следующих областях: Становление акустической стороны речи в онтогенезе; Формирование помехоустойчивости речи в онтогенезе; Ранее речевое развитие детей в диадах «мать-ребенок» и триадах «мать-близнецы»; Восприятие взрослыми речи ребенка; Становления речи у детей с нарушениями развития. Ежегодно на данной магистерской программе может одновременно обучаться 3-4 студента. Студенты имеют возможность экспериментально работать в рамках лабораторных грантов, публиковаться в ведущих отечественных и зарубежных журналах, участвовать в конференциях, симпозиумах и съездах.
Общие курсы и обязательные спецкурсы Программы
- Акустика речи.
- Психоакустика.
- Физиологические основы слухоречевого восприятия.
- Возрастная физиология.
- Физиологические основы биоакустики.
- Введение в онтолингвистику.
- Проблемы и методы фонетического анализа речи.
- Психология взаимодействия и привязанности матери и ребенка.
- Нарушения и расстройства речи.
Основные спецпрактики
- Современные методы изучения речи (MEG, NIRS, FMRI, ERP).
- Регистрация и компьютерный анализ акустических сигналов.
- Методы исследования психофизиологических механизмов восприятия и распознавания речи.
|