24.04.2013

Егор Борисович Малашичев проводит операции на эмбрионах мексиканских земноводных из семейства амбистомовых. Эмбрионы вырастают в личинок - так называемых аксолотлей. В природе они занесены в Красную книгу Международного Союза Охраны Природы, а в лаборатории  - вполне обычный вид. Особенность аксолотля состоит в том, что он достигает половой зрелости и становится способным к размножению, не превратившись во взрослую форму.

Лучше всего их держать в аквариуме. Правда, если использовать гормоны или постепенно понизить уровень воды, аксолотль превратится во взрослую амбистому. Если же останется в воде, то так и будет личинкой всю жизнь. Продолжительность их жизни в таком виде может достигать 12 лет. Для полноценного существования нужна лишь чистая вода и еда. Кормят их специальным сухим кормом, мороженой рыбой и мотылём, - личинками комаров.

При этом надо отметить, что все операции на биофаке проводятся только на зародышах, которые не прошли в своем развитии двух третей триместра, так как более поздние стадии развития в Европейском Союзе охраняются законодательно согласно Европейской директиве «86/609/EEC». Хотя в России подобного закона нет, учёные-эмбриологи СПбГУ придерживаются общепринятых норм. Егор Борисович рассказал, в чем состоит суть их исследования.

«Наши аксолотли – трансгенные. Они родом из Технического университета в Дрездене. Если посветить на них ультрафиолетовой лампой, то можно увидеть, как они светятся зеленым или розовым светом. Это из-за того, что в каждой клетке организма аксолотля сидит встроенный ген зеленого или красного флуоресцентного белка.  Живут они у нас в темноте, потому как при долгом освещении белок в активной светящейся форме становится вредным для животного, - поведал нам Егор Борисович. - Аксолотли откладывают довольно крупную икру – диаметром в 5 мм, что удобно для проведения лабораторных экспериментов. При скрещивании зеленого и белого аксолотля, половина икринок получаются зеленые, а половина – белые. Мы же снимаем оболочку с икринок, оставляя только сам эмбрион. У белого эмбриона мы отрезаем часть и пересаживаем ему вместо этого часть зеленого. Пересаженный кусочек легко приживается и сращивается с телом эмбриона-хозяина. А когда он вырастает в личинку, то по зеленому цвету, мы с легкостью можем определить, в какие органы и ткани превратились окрашенные клетки трансплантированного зачатка. Можно сказать, что это долговременное, даже пожизненное маркирование отдельных частей организма».

Биологическая маркировка — это искусственное нанесение меток на группы клеток, отдельные клетки или внутриклеточные структуры с целью изучения их дальнейшей судьбы. В начале ХХ века маркировку делали графитом, который прилипал к клеткам, но через некоторое время он растворялся. Позже в клетки стали добавлять различные красители, но концентрация снижалась при каждом делении клетки, и судьбу клетки можно было отслеживать только очень недолгое время. В случае с аксолотлями цвет появляется за счет особого белка, впервые обнаруженного у морской медузы, который излучает зеленое свечение при синем освещении. Зеленый флуоресцентный белок был открыт японским ученым Осамой Симомурой в 1962 году, а пять лет назад за открытие этого белка и разработку других флуоресцентных белков, нашедших широкое применение в биологии и медицине, О. Симомуре, и американцам Мартину Чалфи и Роджеру Тсиену дали Нобелевскую премию по физиологии и медицине. У аксолотля ген зелёного флуоресцентного белка вставляется в геном клетки вместо другого гена. Экспрессируется он во всех клетках, кроме эритроцитов. (Экспрессия генов — это процесс, когда наследственная информация от гена преобразуется в РНК или белок).

Чем же хорош этот зеленый белок в аксолотлях? По словам Егора Борисовича Малашичева, с помощью экспериментов на этих личинках уже удалось подтвердить некоторые старые и даже сделать новые открытия. Например, в Германии на аксолотлях ученые проводят прикладные исследования. Они занимаются регенерацией конечностей. Если у аксолотля отрезать лапку, то вместо нее вырастет новая. Чтобы проследить, из каких клеток и как именно формируется новая конечность, ученые перед операцией пересаживали эмбриону последовательно одну за другой зеленую ткань. Сначала только зеленую кожу, затем только мезодерму, потом только нервы и так далее. Было известно, что при отрезании конечности клетки раны превращаются в такие универсальные клетки, из которых потом может получиться все, что угодно – и хрящ, и кожа, и мышцы.

«Исследование показало, что клетки помнят, какими они были раньше и при восстановлении конечности они восстанавливают именно ту  ткань, из которой они родом. И это совсем другой взгляд на процесс регенерации, - пересказывает работу немецких учёных Егор Борисович. - Это значит, что перенося ситуацию на человека, ученые смогут понять, каким образом стимулировать клетки к регенерации быстрее, понимая принцип регенерации конечности аксолотля. У млекопитающих, в отличие от аксолотля новая конечность обычно не вырастает. Но понимание принципа регенерации у аксолотля может дать толчок для разработки в будущем методов регенерации тканей у человека, если мы узнаем, на какие клетки надо воздействовать и как».

Возможно, что эти эксперименты в будущем смогут позволить человеку обходится без протезов, отращивая новые конечности взамен утраченных. В лаборатории же Санкт-Петербургского государственного университета проводятся фундаментальные исследования, чтобы понять, что из  чего формируется. И даже небольшие открытия, совершаемые преподавателями вместе со студентами имеют важное значение для фундаментальной науки. Таким образом СПБГУ делает свой вклад в копилку мирового прогресса.

Текст и фото: Татьяна Козлицкая.