АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА
УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СПИСОК И РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК И СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС
НЦМУ «АГРОТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»
ВСТРЕЧИ РЕКТОРА СО СТУДЕНТАМИ
МЕНТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПбГУ

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Новости и анонсы

биофак СПбГУ


12.12.2013 

Презентация «Ивана Ефремова». Взгляд журналиста.


11 декабря в СПбГУ состоялась презентация книги «Иван Ефремов». Репортаж Анастасии Поповой.


Писателей-фантастов в современной России не счесть. Но в советское время все было иначе: человек, который описывал космические путешествия и далекие планеты, был редким экземпляром. Да и занятие это было не из легких: попробуй, напиши что-нибудь про светлое будущее мира, если за каждым твоим словом ищут скрытый политический подтекст. Иван Ефремов, был не только прекрасным и горячо любимым писателем-фантастом в советское время и в наши дни, но и занимался палеонтологией.

Справка

  • Иван Антонович Ефремов (1908-1972) – русский советский писатель-фантаст, ученый-палеонтолог, философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени.
  • В своих книгах показывал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.
  • Первые фантастические рассказы начал писать во время войны.
  • Знаменитый роман «Туманность Андромеды» Ефремова показывает коммунистическое будущее без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти. А роман «Час быка» наоборот - посвящен описанию мрачной антиутопии.
  • В своих рассказах Иван Ефремов предсказал появление голографии, трехмерного телевидения и электронной книги.
  • Участвовал в палеонтологических экспедициях в Сибири, Дальнем Востоке и Средней Азии.
  • Разработал новую отрасль знания – тафономию, учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород.
  • В честь Ивана Антоновича Ефремова был назван крупный хищный терапсид – ивантозавр.

За окном царит туманная петербуржская погода, но в просторной аудитории тепло и уютно, хоть и довольно темно. На полотне экрана сменяются кадры из фильма про монгольскую палеонтологическую экспедицию. Черно-белые изображения верблюдов и причудливых растений редко разбавляются письменным пояснением происходящего на экране. Наконец, свет включается.

Я, щурясь от внезапно вспыхнувшего освещения, обвожу взглядом аудиторию. Публика собралась довольно солидная: преподаватели и ученые. Кое-где в углу примостилось и молодое поколение. У многих на столе лежит презентуемая книга «Иван Ефремов», которую некоторые тут же начинают с нетерпеливым любопытством листать.

На импровизированную сцену выходит автор. Тихонько откашлявшись, Ольга Еремина начинает:

«Эту книгу мы писали около четырех лет вместе с моим мужем, Николаем Смирновым. Но идея нас посетила гораздо раньше. В 2004 году вокруг сайта «Нооген» собралась группа единомышленников, усилиями которых стал накапливаться биографический и аналитический материал. Через несколько лет, составив подробную хронологию, мы начали работу над этой книгой. Задачу поставили себе непростую: написать художественную биографию Ефремова, чтобы увлекательная, богатая жизнь героя была представлена живо и подробно на фоне важнейших событий эпохи. Для этого мы проделали очень большую поисковую работу: разыскивали командировочные удостоверения, отчеты, архивные фотографии. Наконец, вдова писателя, Таисия Иосифовна, разрешила нам взглянуть и на личную переписку Ивана Ефремова. И вот, после долгих лет работы, книга лежит перед вами».


После этих слов собравшиеся начинают листать «Ивана Ефремова» еще более рьяно. Но вот свет снова выключается, и мы погружаемся в путешествие по экспедициям Ефремова. На экране появляется карта с изображением маршрута экспедиции. Ольга Еремина берет большую указку и начинает свое повествование.

- Вы только поглядите на эту фотографию! Ах, какой красавец-мужчина! Роста Иван Антонович был очень высокого, его называли «бравый моряк». Уже в 13 лет он был демобилизован из Красной Армии. С боевых действий Иван Антонович привез с собой и кинжалы, и винтовки, словом, в экспедициях был экипирован что надо. А вот это – личные фотографии Ефремова. Вы только посмотрите, какое качество! Сколько слоев!..

Пока Ольга Еремина восхищенно вещает об экспедициях 20-ых годов, ко мне подходит девушка и кладет на стол экземпляр книги «для ознакомления». Я вглядываюсь в обложку с пометкой «Жизнь замечательных людей». Вот что интересно: уже на обложке издания представлены три основных стези из жизни писателя. В правом углу -  фотография Ефремова (действительно «красавец-мужчина»: статный, усатый, с уверенным взглядом), а по бокам расположены изображения, символизирующие сферы его деятельности: обнаженная девушка, явно сошедшая со страниц фантастического романа и изображение динозавра, намекающее на палеонтологические экспедиции. Содержание книги тоже своеобразное. В начале все как у Толстого - главы «Детство», «Отрочество», «Юность», а за ними следуют уже отклонившиеся от «толстовского» маршрута разделы: «Рождение писателя», «Палеонтология» и другие.

Ольга Еремина тем временем переходит к описанию монгольской палеонтологической экспедиции, которая была представлена в  начале презентации, в фильме. Время от времени, произнося сложные термины, она обращается к аудитории:

-Вам надо объяснять, что это означает?

Все снисходительно усмехаются. Я же стыдливо опускаю глаза, сохраняя гордое молчание. Ольга одобрительно кивает головой:

- Знаете, Иван Антонович был крайне интересной личностью! Сколько приключений он пережил! Однажды ему с товарищем пришлось сплавляться по реке на плоту, так как основная дорога была непроходимой. На опасном участке их плот перевернулся, весь инвентарь утонул, а Ефремову с товарищем пришлось 7 дней пробираться по лесу без воды, еды и одежды! Они были крайне истощены… Но потом их нашли и привели в чувство местные жители. Этот эпизод из жизни писатель позже отразил в одном из своих романов. Что уж говорить, экспедиции палеонтологов всегда были сложными, да и длились очень долго. Но Иван Антонович никогда не унывал.

Женщина, сидящая на первом ряду, довольно поддакивает:

   -У палеонтологов всегда черная полоса сменяется белой: утром ты ешь из алюминиевой посуды, а вечером у тебя уже золота на два зуба.

Ольга Еремина улыбается:

- Да, именно. Палеонтология - вещь золотая, ювелирная. Здесь надо быть очень аккуратным, а главное -  не торопиться. Это правило распространяется и на написание фантастических произведений. Ефремов очень много знал, часто общался с иностранными учеными, поэтому за ним всегда велась слежка.  

Несмотря на множество наград со стороны советского правительства,  Ефремов всегда воспринимался последними крайне настороженно. К примеру, роман «Час быка» был обвинен в «клевете на советскую действительность», его запрещали издавать и изымали из библиотек. Хотя в нем Ефремов изобразил не карикатуру на советский строй, а реальную угрозу: грубое правление олигархии.

Наконец, свет снова включается. Ольга Еремина выходит в центр аудитории и готовится принимать каверзные вопросы, которые не заставляют себя ждать:

- А как вам удалось опубликоваться в такой знаменитой серии, «Жизнь замечательных людей»? Ведь это крайне непросто.

Ольга гордо берет книгу в руки.

- Да, вы правы. Знаете, редактор «ЖЗЛ» вообще редко чем восхищается, но наше произведение он воспринял с большим воодушевлением. Зато попросил сократить книгу «хотя бы втрое»… Мы приняли эту идею в штыки. «Но как же, - переживал редактор, - себестоимость выйдет такая, что ее никто и покупать не будет!»

Я невольно перевожу взгляд на книгу, лежащую передо мной (а точнее, на ее немалый объем). Ольга продолжает:

- Но, в итоге, у нас появился неожиданный спонсор, который оплатил весь тираж, а потом уже отдал эту книгу «ЖЗЛ» на реализацию. Такого за историю данной серии никогда не было! Но это и неудивительно: поклонников творчества и научной деятельности Ивана Ефремова немало.

Когда Ольга Еремина закончила свое повествование, и публика начала нехотя расходиться, многие любовно прижимали новехонькие книги «Иван Ефремов» к груди…

Текст: Анастасия Попова

Фото: Анна Юргенс


Просмотров: 3228

Возврат к списку новостей


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017