Третий день молодежной естественнонаучной школы в Петергофе, посвященной 290–летию СПбГУ, открыл для участников захватывающий мир генетики и биотехнологии.
Рабочий день школы начался c лекции доцента кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Татьяны Матвеевой, которая объяснила юным ученым, что биотехнология – это производство необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов, культивируемых клеток и биологических процессов.
Главными направлениями биотехнологии являются:
1) производство с помощью микроорганизмов и культивируемых эукариотических клеток биологически активных соединений (ферментов, витаминов, гормональных препаратов), лекарственных препаратов (антибиотиков, вакцин, сывороток, высокоспецифичных антител и др.), а также белков, аминокислот, используемых в качестве кормовых добавок;
2) применение биологических методов борьбы с загрязнением окружающей среды (биологическая очистка сточных вод, загрязнений почвы и т. п.) и для защиты растений от вредителей и болезней;
3) создание новых полезных штаммов микроорганизмов, сортов растений, пород животных.
Ребятам рассказали, что научная деятельность, связанная с биотехнологиями, в СПбГУ проходит в пяти лабораториях: физиологической генетики, генной и клеточной инженерии растений, генетики животных, генетики растений и биохимической генетики.
Следующая лекция была посвящена генномодифицированным организмам. Сотрудник лаборатории генной и клеточной инженерии растений СПбГУ Елена Андреева знает все о пользе генной модификации: «Человечеству необходимо научиться эффективно и безопасно изменять наследственную природу живых организмов, чтобы обеспечить себя доброкачественной пищей и сырьем, и при этом не привести планету к экологической катастрофе. Поэтому не случайно главной задачей селекционеров в наше время стало решение проблемы создания новых форм растений, животных и микроорганизмов, хорошо приспособленных к индустриальным способам производства, устойчиво переносящих неблагоприятные условия, эффективно использующих солнечную энергию и, что особенно важно, позволяющих получать биологически чистую продукцию без чрезмерного загрязнения окружающей среды».
Принципиально новыми подходами к решению этой фундаментальной проблемы является использование в селекции генной и клеточной инженерии.
Лекционный цикл продолжился практическими занятиями по изучению уникальных генетических коллекций мух дрозофил, дрожжей, ржи и пшеницы. Ребята рассматривали клетки в микроскоп, изучали их, а также скрещивали штаммы дрожжей.
Кроме того, наглядным примером эколого-генетических взаимодействий стали улитки янтарки, зараженные паразитическим червем Leucochloridium paradoxum.
Естественнонаучная школа СПбГУ продолжает свою работу. Впереди два увлекательных дня: «Микроскопии» и «Истории СПбГУ».