Биологический факультет СПбГУ |
биофак СПбГУ |
Как и люди, кенгуру при решении повседневных задач чаще пользуются лишь одной из своих верхних конечностей. Но в отличие от людей большинство кенгуру являются левшами. Это доказали ученые Санкт-Петербургского государственного университета в рамках первого в мире исследования, посвященного вопросам латерализации функций передних конечностей у диких кенгуру. Сенсационное открытие, результаты которого опубликованы 18 июня в журнале «Современная биология» (Current Biology),оспаривает утверждение, что «истинная» рукость или латерализация (асимметрия двух полушарий головного мозга) у млекопитающих свойственна лишь представителям отряда приматов.
«В соответствии со специальной шкалой оценивания латерализации функций передних конечностей, установленной для приматов, кенгуру набрали самые высокие баллы», — отмечает Егор Малашичев, доцент Санкт-Петербургского государственного университета.«Согласно нашим наблюдениям, двуногие виды проявляют удивительное единообразие в том, что они предпочитают пользоваться не правой, а именно левой рукой».
Интерес Егора Малашичева к проблеме рукости возник около десяти лет назад, когда он заявил о различном проявлении латерализации конечностей у разных видов лягушек. Его исследования показали, что лягушки, передвигающиеся прыжками, проявляют латерализацию в использовании конечностей реже, чем лягушки, передвигающиеся при помощи ходьбы. Впоследствии его научная группа, в состав которой вошли младшие научные сотрудники Карина Каренина и Андрей Гилев, выявила неявные признаки рукости у сумчатых млекопитающих, предпочитающих передвигаться на четырех конечностях, включая короткохвостого опоссума и карликовую сумчатую летягу. У этих видов латерализация конечностей была обусловлена полом. Однако рукость у различных видов двуногих кенгуру тогда не изучалась.
В ходе своего нового исследования, целью которого было выявление латерализации конечностей у кенгуру в естественной среде обитания, ученые наблюдали этих легендарных животных в Тасмании и континентальной Австралии при поддержке Национального географического общества (США) в 2013 году.
В результате проведения исследования было установлено, что большинство животных в популяции склонны выполнять определенные действия той или иной рукой (у кенгуру левши так же превалируют над правшами, как у людей правши над левшами). По словам Егора Малашичева, это серьезный аргумент в пользу того, что асимметрия мозга у кенгуру очень похожа на асимметрию мозга человека.
Как оказалось, дикие кенгуру естественным образом предпочитают использовать левую верхнюю конечность при совершении определенных действий, например во время чистки носа, собирания листьев или сгибания веток деревьев. Особенно выраженные признаки леворукости проявляют серые и рыжие кенгуру.
Ученые СПбГУ также доказали, что рыже-серые валлаби предпочитают пользоваться левой рукой при совершении одних действий и правой — при совершении других. То есть они используют левую переднюю конечность для выполнения действий, требующих тонкой координации, а правую тогда, когда необходимо совершить серьезное физическое усилие. Согласно наблюдениям ученых, латерализация конечностей менее выражена у древесных кенгуру.
Еще одним важным результатом исследования стал вывод о том, что рукость проявляется и у детенышей кенгуру. «Мы установили, что даже детеныши используют руки асимметрично: маленький кенгуренок свешивается из сумки матери и левой рукой срывает траву, — рассказывает Егор Малашичев. — Это свидетельствует о генетической природе рукости. Раньше такие ранние проявления рукости были известны только у человека».
Открытия петербургских ученых должны побудить биологов к более подробному изучению мозга сумчатых животных, который значительно отличается от мозга других видов млекопитающих. Исследователи СПбГУ утверждают, что подобные исследования могут внести существенный вклад в понимание условий возникновения психоневрологических расстройств, таких как шизофрения и аутизм. Это объясняется тем, что данные заболевания связаны с асимметрией мозга, которая в свою очередь коррелируется с рукостью. А значит, можно предположить наличие определенных взаимосвязей между подобными заболеваниями и латерализацией конечностей.
Ученые СПбГУ собираются продолжить исследование применительно к другим видам животных, которые регулярно или время от времени встают на задние конечности. «Таким образом мы сможем лучше понять и интерпретировать эволюционные процессы», — отмечает Егор Малашичев.
См. статью в журнале Current Biology
Просмотров: 5877
© Биологический факультет СПбГУ, 2006-2011 |