Большой адронный коллайдер — самая крупная экспериментальная установка в мире — создан для изучения мельчайших объектов. С его помощью ученые стараются расширить пределы человеческих знаний, в частности понять, как образовалась наша Вселенная, и раскрыть тайны материи. Пытаясь проникнуть в природу реальности, специалисты в области физики высоких энергий и космологии могут привести нас к открытиям, которые изменят наше мировоззрение и нас самих.
Это в полной мере относится к ученым СПбГУ. Они принимают непосредственное участие в экспериментах на Большом адронном коллайдере (БАК) в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН). Специально для читателей журнала «Санкт-Петербургский университет» они выкроили время в плотном рабочем графике и рассказали о своих исследованиях, в которых для обывателя все неочевидно и безумно невероятно.
Университетские специалисты работают над тем, чтобы сделать БАК «зорче». Об этом Владимир Иосифович Жеребчевский, заведующий учебной лабораторией ядерных процессов СПбГУ, и Григорий Александрович Феофилов, заведующий лабораторией физики сверхвысоких энергий СПбГУ, рассказали в статье «„Увидеть“ и „поймать“ элементарную частицу».
Владимир Николаевич Коваленко, младший научный сотрудник СПбГУ (лаборатория физики сверхвысоких энергий) и участник эксперимента ALICE в ЦЕРН, а также Андрей Юрьевич Серяков, инженер-исследователь СПбГУ (лаборатория физики сверхвысоких энергий) и участник эксперимента NA61/SHINE в ЦЕРН, пытаются «вернуться» на 14 млрд лет назад — изучают кварк-глюонную плазму. Собственно, это то, что из себя представляла наша Вселенная спустя 0,00000000001 секунды после Большого взрыва.
Ну а если вернуться в день сегодняшний, то можно узнать, что именно физики приблизились к решению одной из самых главных задач человечества — речь о борьбе с онкологическими заболеваниями. Благодаря адронной терапии можно прицельно «бить» раковые клетки. Пока в Петербурге нет центра адронной терапии, но технические предложения по его созданию есть. В их подготовке принимали участие и ученые СПбГУ.
Только в установке ALICE осенью этого года регистрируется порядка 100 000 соударений протонов в секунду. Где и как хранят данные с БАК и какой программой пользуются физики при их анализе, рассказали читателям Андрей Константинович Зароченцев, младший научный сотрудник СПбГУ (лаборатория физики сверхвысоких энергий), технический координатор российского grid-сегмента эксперимента ALICE с 2008 года, и Игорь Геннадьевич Алцыбеев, научный сотрудник СПбГУ (лаборатория физики сверхвысоких энергий).
В своих устремлениях биологи не отстают от физиков и перебираются в… космос. Как выращивать на МКС зеленый салат, пшеницу и латук, рассказывает Григорий Александрович Пожванов, участник научной группы «Клеточные основы полярности растений», ассистент кафедры физиологии и биохимии растений СПбГУ. А его коллегу Егора Борисовича Малашичева волнуют вполне земные проблемы: он совместно с постдоками выявил и исследовал некоторые гены, которые могут быть «ответственными» за возникновение шизофрении. Параллельно университетские генетики ищут ключ к коду спасения редких видов животных от вымирания, а людей — от многих пока неизлечимых болезней. Они уверены, что он лежит в ДНК.
Гость номера — Павел Аркадьевич Певзнер, директор центра алгоритмической биотехнологии СПбГУ, — тоже занимается поисками. Его волнует проблема поиска новых антибиотиков, решить которую, уверен ученый, способна биоинформатика. Команда под его руководством уже разработала программный продукт, с помощью которого можно секвенировать ДНК из одной клетки. На очереди — работа над программой, с которой создание новых антибиотиков перестанет быть проблемой.
Подробнее об этом и многом другом читайте в новом номере журнала «Санкт-Петербургский университет».
Предыдущие выпуски журнала доступны здесь: http://journal.spbu.ru/