16.05.2016

Государственная Дума России приняла в третьем чтении законопроект, в соответствии с которым с 1 сентября 2016 года МГУ и СПбГУ получат право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством. Соответствующие изменения будут внесены в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Законопроект предусматривает, что до 1 сентября 2017 года в обоих университетах должны быть закрыты действующие диссертационные советы, сформированные Высшей аттестационной комиссией (ВАК). При этом в соответствии с законопроектом, самостоятельно установленные МГУ и СПбГУ правила по присуждению ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации и требования к научной квалификации членов диссертационных советов, должны быть выше аналогичных критериев, установленных Правительством Российской Федерации, в рамках действующей в настоящее время государственной системы научной аттестации.

Еще в 2013 году в нашем Университете была восстановлена  давняя традиция присуждения собственной ученой степени доктора наук СПбГУ, которая существовала почти сто лет назад. Первые защиты прошли в июне 2013 года, присутствовавший на них председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ В. М. Филиппов высоко оценил инициативу Университета (см. В СПбГУ начали новую главу в истории российского образования). По состоянию на 11.03.2016 состоялось 13 защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук СПбГУ (Ph. D. SPbSU) по математике, биологии, физике и геологии. Видеозаписи защит и материалы размещены на портале СПбГУ (Видеозаписи защит). Одиннадцати соискателям приказом ректора присуждена степень кандидата наук СПбГУ (Ph. D. SPbSU).

В течение последних нескольких лет в Университете предпринят ряд шагов, направленных на повышение открытости формирования диссертационных советов, действующих на базе СПбГУ, и процедур присуждения ученых степеней, а также на повышение прозрачности процедуры защиты диссертаций (см. О собственных ученых степенях СПбГУ).

Условия и порядок присуждения ученых степеней СПбГУ публично обсуждались на портале СПбГУ, а затем были установлены локальными нормативными актами: приказами от 25.03.2013 № 1098/1 «О системе ученых степеней», от 23.09.2015 № 7020/1 «О порядке присуждения ученых степеней СПбГУ», от 21.03.2016 № 1747/1 «О новой редакции Приложений к приказу от 23.09.2015 № 7020/1 «О порядке присуждений ученых степеней СПбГУ». Все приказы размещены на портале СПбГУ (см. Ученые степени СПбГУ).

Области (отрасли) науки, по которым присуждаются ученые степени СПбГУ, утверждаются на основании решения Ученого совета СПбГУ. На данный момент в перечень научных направлений включены: «Математика» (Mathematics), «Биология» (Biology), «Физика» (Physics), «Геология» (Earth Sciences), «Международные отношения» (International Relations), «Филология» (Philology), «Востоковедение  и африканистика» (Asian and African Studies), «Психология» (Psychology), «Искусствоведение» (Arts), «Бизнес и менеджмент» (Business and Management), «Биоинформатика» (Bioinformatics), «Химия» (Chemistry), «Экономика» (Economics), «Социология» (Sociology).

Соискателем ученой степени кандидата наук СПбГУ (Ph. D. SPbSU) может быть лицо, обладающее степенью магистра (квалификацией специалиста).

Соискателем ученой степени доктора наук СПбГУ (Doctor of Science SPbSU) может быть лицо, обладающее степенью кандидата наук (степенью Ph. D.).

Диссертационные советы по защите ученых степеней СПбГУ — не постоянные, каждый из них создается индивидуально для защиты конкретной диссертации. В состав диссертационного совета входят специалисты только в той области, по которой представлено исследование соискателя. Диссертационный совет состоит из 7 человек (в том числе 3 (или 2) специалиста СПбГУ, включая председателя диссертационного совета, 2 (или 3) специалиста других российских образовательных и научных организаций, 2 специалиста иностранных образовательных и научных организаций).

Объявление о защите, состав диссертационного совета, текст диссертации, отзывы на диссертацию каждого члена диссовета размещаются на сайте СПбГУ до проведения защиты, чтобы с этими документами могли ознакомиться все желающие. Защита проводится на русском или английском языках публично и транслируется онлайн на портале СПбГУ. Видеозапись защиты также размещается на портале СПбГУ. Впервые в России в СПбГУ еще в 2010 году введены прямые трансляции в Интернете заседаний диссертационных советов по защитам диссертаций на соискание ученых степеней. Каждый желающий может лично наблюдать за правильностью всех проводимых процедур, за представлением диссертантом материалов, за их оценкой оппонентами, за ходом научной дискуссии и, наконец, за оглашением решения диссертационного совета.

Материалы каждой диссертации опубликованы и доступны критическому осмыслению не только учеными нашей страны, но и всего мира. Тексты диссертаций были разосланы в ведущие университеты мира. И принятое диссертационным советом решение не ставит точку. Все те, кто смотрел защиты, могут присылать свои отзывы. Открытая процедура защиты дает возможность критически осмыслить текст и тему диссертации неограниченному количеству специалистов. Не ранее чем через три месяца после защиты ректор СПбГУ принимает решение о присуждении ученой степени СПбГУ. За качество каждой диссертации Университет отвечает своим именем.

На ректорском совещании 25 апреля директор Центра экспертиз Л. А. Цветкова предложила всем универсантам представить ей предложения по совершенствованию требований к диссертациям и порядку проведения защит (см. Материалы ректорского совещания от 25.04.2016, п.1).