Биологический факультет СПбГУ

биофак СПбГУ


26.07.2016 

К началу 1990-х годов научное оборудование в Университете практически полностью устарело. За последние 8 лет сделан рывок вперед: в Университете удалось создать лучший в России вузовский Научный парк, значительно обновлена лабораторная база. В Научном парке СПбГУ сосредоточено самое современное исследовательское оборудование, которое является передовой экспериментальной базой для проведения научных исследований на качественно новом уровне.

Вначале два факта. Первый: в октябре 2006 года, когда ректор СПбГУ Л. А. Вербицкая предложила декану юридического факультета Н. М. Кропачеву занять должность первого проректора СПбГУ, на заседании Сената СПбГУ деканы факультетов перечисляли основные проблемы, которые надо срочно начать решать ректору Л. А. Вербицкой и новому первому проректору Н. М. Кропачеву. Среди этих проблем на одном из первых мест стояла проблема аварийного состоянии практически всего имущественного комплекса Университета: зданий, спортивных объектов, баз практик, административных и хозяйственных помещений и, в том числе, приборной базы для проведения научных исследований, которая к тому времени уже несколько десятилетий не соответствовала решению задач, стоящих перед современным научно-образовательным учреждением (см. «Правила формирования ЦЧНР» — Материалы ректорского совещания от 9.07.2012 г., п. 2).

Факт второй: в декабре 2013 года на заседании Ученого совета СПбГУ член-корреспондент РАН В. П. Анаников, заведующий лабораторией в Институте органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН, профессор МГУ, ставший руководителем лаборатории кластерного катализа СПбГУ, назвал три причины, почему он участвовал в конкурсе крупных грантов СПбГУ. И одна из них: создан Научный парк с суперсовременным оборудованием, где он может проводить те физико-химические исследования, которые ему необходимы для работы (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ 23 декабря 2013 г., раздел «Научные доклады»)! Между этими датами — всего семь лет!

В дополнение приведем и третий пример: на заседании Ученого совета Университета 27 января 2013 года академик А. И. Русанов сказал: «Мы перешли в счастливое состояние. Ну, никогда у нас не было таких условий для научной работы, как сегодня...» (см. Итоги заседания ученого совета СПбГУ 27 января 2013 г., раздел «Итоги научно-исследовательской деятельности…»; Материалы ректорского совещания от 08.12.2014, п. 7).

 

Почти с нуля

Впервые более чем за четверть века в Университете в 2007 году было закуплено несколько крупных современных научных приборов и оборудование на несколько десятков миллионов рублей. К тому времени наши ученые уже отвыкли ставить современные научные эксперименты в стенах родного Университета и вынуждены были проводить свои исследования на научном оборудовании зарубежных научных центров. Прошло еще полтора года, и все универсанты радовались серьезной победе: в 2009 году был принят закон «о двух университетах». Это позволило руководству СПбГУ добиться принятия еще и Программы развития СПбГУ до 2020 года, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ. Этот документ, в отличие от закона «о двух университетах», в коллективе Университета вызвал далеко не однозначную реакцию. За многие десятилетия универсанты привыкли к тому, что принимаются программы, утверждаются планы, перед Университетом ставятся задачи, а вот финансовой поддержки всех этих планов, программ и обязательств никто не выделяет. Довольно скоро стало понятно, что в данном случае руководству Университета удалось добиться решения и второй задачи. В результате появилось решение Правительства о выделении бюджетного финансирования для выполнения Программы развития.

В Программе развития СПбГУ были определены основные направления развития Университета на 2010–2020 годы (см. Программа развития СПбГУ до 2020 г.) и четко зафиксированы показатели (в том числе ежегодные), которых должен достичь коллектив Университета в учебной и научной деятельности. Таким образом, деньги Университету даны были для выполнения конкретных обязательств, зафиксированных в Программе развития. Уровень требований к коллективу Университета резко возрос. Если раньше годовой отчет Университета, по сути, сводился к двум цифрам: сколько студентов принято в Университет и сколько выпускников получили диплом СПбГУ, то теперь Университет должен каждый год выполнять конкретные показатели, установленные в Программе развития на этот год.

Для восстановления, по сути, разрушенной материальной научной базы Университета необходимо было более 60 млрд рублей, а выделено было всего 5 млрд рублей на 3 года, без каких-либо обещаний продолжения финансирования в последующие годы. Поэтому было решено на эти деньги за три года сделать долгосрочные вложения в материальную базу Университета. На первом этапе были выбраны следующие направления:

C началом реализации Программы развития в 2010 году началось формирование того мощного Научного парка, которым сегодня гордится Университет (см. «О проектах документов о ресурсных центрах» — Материалы ректорского совещания от 03.05.2011г., п. 3; «Началась закупка оборудования для ресурсных центров» — Материалы ректорского совещания от 10.05.2011г., п. 2; «О результатах обсуждения положений о ресурсных центрах» — Материалы ректорского совещания от 30.05.2011г., п. 3; «Об университетских ресурсных центрах» — Материалы ректорского совещания от 06.06.2011г., п. 8; «Ресурсные центры» — Материалы ректорского совещания от 27.06.2011г., п. 8; «Директора ресурсных центров СПбГУ» — Материалы ректорского совещания от 22.08.2011 г., п. 2; «О формировании штата ресурсных центров СПбГУ» — Материалы ректорского совещания от 28.11.2011г., п. 5). Уже при формировании первых подразделений Научного парка СПбГУ, отдельных ресурсных центров, весной 2011 года незыблемо соблюдались правила, которые стали основой для построения всего Научного парка:

Строгое соблюдение первых двух правил позволило выбрать из заявок ученых лучшие, которые удовлетворяют запросы максимального количества пользователей, не тратить лишние деньги на закупку дубликатов, приобретать модели только с принципиально разными возможностями, максимально загрузить приобретенное оборудование. А третье правило дало возможность сформировать первые подразделения Научного парка СПбГУ (ресурсные центры) как центры действительно коллективного пользования: оборудование здесь доступно для всех исследователей (не только Университета, но и других российских и зарубежных вузов и научных центров), а правила работы удобны для пользователей. Это позволяет привлечь крупных ученых к работе в СПбГУ. Например, профессор В. П. Анаников признался: узнав о том, что в СПбГУ открыт 21 ресурсный центр (так было в декабре 2013 года, сейчас в Научном парке уже 25 ресурсных центров — Ред.), вначале не поверил, что все они действительно работают, и попросил организовать экскурсию. А когда приехал и удостоверился, то был в полном восторге оттого, что он может здесь выполнять необходимые научные исследования (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ 23 декабря 2013 г., раздел «Научные доклады»).

 

Наведение порядка–1: открытость процедур

Еще раз напомним: первое крупное научное оборудование появилось в Университете меньше 8 лет назад. Но и его закупка не гарантировала появления у наших ученых новых возможностей. Как и раньше, вплоть до 2010 года, в Университете постоянно звучали жалобы: «Такая-то кафедра или такой-то факультет не дают нам / мне возможности пользоваться таким-то оборудованием...». А в ответ раздавались слова: «Это не ваше оборудование! Это оборудование нашей кафедры / факультета...». Порой даже такие слова: «Это оборудование (и далее назывались ФИО конкретного человека)...». То есть любое оборудование воспринималось вовсе не как университетское, доступ к которому возможен для всех универсантов. Заметим, что в то же самое время все здания, базы практик, спортивные объекты, места в общежитиях, книги тоже перестали быть университетскими и превратились в факультетские, а то и в кафедральные «объекты собственности». Все это было совсем недавно. А что касается научного оборудования, то и сейчас, как правило, именно так организовано его использование в подавляющем большинстве образовательных и научных организаций России.

В 2010 году руководство Университета должно было решить две задачи. Первая: правильно определить перечень современного научного оборудования, которое действительно необходимо Университету и будет эффективно использоваться. Вторая: внедрить в жизнь Университета принцип коллективного использования научного оборудования. Для этого надо было создать и внедрить правила, соблюдение которых обеспечит доступ к оборудованию всем пользователям на равных условия, вне зависимости от того, в каких конкретно помещениях (у физиков, химиков, биологов, географов и др.) и тем более, «на каких кафедрах», «в каких лабораториях», будет находиться это оборудование.

Главными инструментами решения первой задачи стали:

Поэтому в нарушение всех предыдущих «традиций» вопрос о том, какое оборудование Университет будет покупать, решался не за закрытыми дверями, в тиши ректоратских кабинетов, а открыто, гласно! По инициативе ректора вопрос: «Какие приборы и комплектующие приобретать?» обсуждали много раз — на заседаниях научных комиссий, ученых советов факультетов, на многочисленных собраниях пользователей. В этих же целях в 2011 году был объявлен специальный конкурс создания ресурсных центров. Было подано около 70 проектов, а утвердили только 21 заявку, да и то не сразу. Авторы заявок предлагали свои варианты оборудования, а участники дискуссий (в том числе и ученые, конечные пользователи) спорили с ними, отстаивая свои предложения. В итоге, опираясь на мнение внешних экспертов и участников публичного обсуждения, был определен перечень приборов и комплектующих, которые и были приобретены для Научного парка Университета.

Решение — объединить все крупное исследовательское оборудование в ресурсных центрах — не вызвало понимания в коллективе ученых. Мало кто верил, что можно организовать коллективное пользование оборудованием с открытой для пользователей системой доступа. Большинство ученых были уверены, что руководители ресурсных центров будут только на словах руководителями центров коллективного пользования. А в действительности же оборудование, поставленное «в помещении конкретного факультета», тут же станет «собственностью этого факультета / кафедры / руководителя ресурсного центра».

Предшествующие десятки лет убедительно доказывали, что все будет именно так! Если бы руководство Университета ограничилось построением воздушного замка — идеальной картинки работы коллектива ресурсного центра в интересах всех универсантов, но при этом не предприняло бы никаких управленческих решений для обеспечения реализации поставленной задачи, то все было бы, как раньше. В Университете и прежде не раз звучали призывы: мы все — универсанты, а потому мы должны в интересах всех использовать и помещения, и книжные фонды, и спортивные объекты, и научное оборудование! Призывы звучали неоднократно, а Университет продолжал жить по неписаному правилу: научное оборудование принадлежит тому коллективу факультета / кафедры, который приобрел это оборудование на «свой грант», на «свои внебюджетные доходы», или которое приобретено, пусть и в централизованном порядке, но «для факультета / кафедры».

В ходе публичных обсуждений были сформулированы два управленческих решения, которые позволили изменить ситуацию:

Для реализации первого решения среди участников публичного обсуждения вопроса о том, какое оборудование необходимо приобретать, и участников конкурса на создание ресурсных центров руководством Университета распространялась информация о том, что в ближайшем будущем все сотрудники, которые станут членами коллективов ресурсных центров, должны будут сделать выбор: либо они работают в коллективе ресурсного центра, либо они занимают научно-педагогические должности (причем в первую очередь это касается руководителей ресурсных центров).

«Если не разделить полномочия, может возникнуть конфликт интересов, — объяснил директор Научного парка С. В. Микушев. — Директор ресурсного центра думает: поскольку прибором я распоряжаюсь, то вначале я буду решать на нем свои задачи, а затем — задачи всех остальных пользователей, и наиболее приоритетной будет та комплектация прибора, которая необходима для моих исследований... И каждый проходил момент психологического излома.

Насколько исследования, которые выполняет обычный ученый, — это именно «его» и только «его» исследования? Ведь он выполняет их в рамках госзадания, или по определенному гранту, или по заявке работодателей. Точно так же сотрудник Научного парка проводит измерения по заявкам пользователей. И при этом он успешно использует свой научный опыт и приобретенную квалификацию. Физик-оптик, например, у нас не становится биологом или химиком, он работает как любой экспериментатор, реализуя поставленную задачу, — убежден С. В. Микушев. — Например, есть задача: определить структуру образца. А сотрудник Научного парка решает: какую методику исследования выбрать, какой эксперимент поставить…».

Второе управленческое решение в полной мере было реализовано только в 2013 году, когда ресурсные центры были объединены в Научный парк СПбГУ. До этого в коллективе каждого ресурсного центра закрепились свои условия работы, свои правила, и пользователь, который проводил исследования в нескольких ресурсных центрах, видел эти отличия. После объединения правила пользования оборудованием для всего Научного парка стали общими, выработанными на основе полугодового (на тот момент) опыта работы центров. Эти правила обсуждаются, уточняются, дополняются и совершенствуются до сих пор. Например, и сейчас на портале Университета идет общественное обсуждение этого вопроса (см. Совершенствование системы доступа к оборудованию Научного парка СПбГУ).

Некоторые характеристики правил работы Научного парка СПбГУ, способствующих расширению открытости его работы:

 

Достоинства

В Научном парке СПбГУ сосредоточено исследовательское оборудование (общая стоимость — более 7 млрд руб.), которое является исследовательской базой для проведения научных исследований на качественно новом уровне (см. Научное оборудование Научного парка СПбГУ). Уже сейчас основное оборудование в центрах загружено в среднем 16 часов в день. Научный парк — это еще и штат высококвалифицированных специалистов (более 250), которые имеют сертификаты производителей на право обслуживания оборудования. Подавляющее большинство расходных материалов, используемых при проведении исследований, предоставляется Университетом и оплачивается из бюджетных средств.

Все гости, которые за последние годы познакомились с организацией работы Научного парка СПбГУ, отмечают его неоспоримые достоинства:

«Только с января 2015 по июль 2016 года в Научном парке СПбГУ выполнено 1 985 научных проектов, проведено больше 76 936 измерений. По результатам научных исследований, проведенных с использованием оборудования Научного парка, ученые опубликовали свыше 980 статей, из которых более 850 — в журналах, индексируемых в WoS CC и Scopus. Пока не было ни одного отрицательного отзыва о работе ресурсных центров», — сообщил директор Научного парка СПбГУ С. В. Микушев (см. также Статистика работы Научного парка).

 

Уже 25 ресурсных центров

В настоящее время в Научном парке СПбГУ открыто 25 ресурсных центров. Они объединены в группы по основным направлениям Программы развития СПбГУ (см. Научный парк СПбГУ):

«Нанотехнологии и материаловедение» (15 ресурсных центров):

«Биомедицина и здоровье человека» (5 ресурсных центров):

«Экология и рациональное природопользование» (3 ресурсных центра):

«Информационные системы и технологии» (2 ресурсных центра):

Поскольку ресурсные центры Научного парка СПбГУ разделены по направлениям, то одна из задач — наладить горизонтальные связи между коллективами центров. Для этого регулярно устраиваются тематические семинары — например, по рамановскому (комбинационному) рассеянию света. Можно его изучать в ресурсном центре «Оптические и лазерные методы исследования вещества», а можно — в ресурсном центре «Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники». Однако в Научном парке есть центры, в которых подобная проблема не возникает — они изначально направлены на развитие междисциплинарных исследований, например, ресурсный центр «Методы анализа состава вещества», в который для проведения своих исследований может обратиться, как биолог, так и химик, и даже физик.

Для внешних пользователей введено непременное условие: работы в Научном парке СПбГУ выполняются на условиях раздела с Университетом интеллектуальной собственности. В научных статьях, которые подготовлены по итогам работы в Научном парке СПбГУ, необходимо указывать, что исследования выполнены на оборудовании СПбГУ.

 

Примеры использования оборудования

На страницах журнала «Санкт-Петербургский университет» два года практически в каждом номере в материалах под рубриками: «Научный парк», «Наука и практика», «Гранты» журналисты рассказывают об уникальном современном оборудовании, которое работает в Университете. Вот несколько примеров (см. «Парк науки и техники» — «СПбУ», № 4–2014, стр. 46–50; «Шесть приборов и одна дифрактометрия» — «СПбУ», № 3–2015, стр. 25–29; «Здоровье не купишь, но сохранишь» — «СПбУ», № 7–2015, стр. 31–33; «Сквозь прибыльные стекла» — «СПбУ», № 1–2014, стр. 20–23; «Размер имеет значение» — «СПбУ», № 6–2015, стр. 27–29; «Когда важное на поверхности» — «СПбУ» № 1–2015, стр. 26–28).

 

Привлечение ведущих ученых мира

Открытый доступ к работе в Научном парке позволяет привлекать к сотрудничеству ведущие исследовательские группы со всего мира. В СПбГУ открыты научные лаборатории, которыми руководят:

В СПбГУ работают победители открытых конкурсов мега-грантов Правительства РФ (грантов Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждений государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации):

СПбГУ проводит собственные конкурсы на создание научных лабораторий под руководством ведущих ученых. По итогам первого конкурса в октябре 2013 г. (см. Победители конкурса мегагрантов СПбГУ) победили:

По итогам второго конкурса крупных грантов СПбГУ в декабре 2014 года (см. Победители конкурса мегагрантов СПбГУ - 2014) победителями стали:

 

Science, Nature и др.

В научных статьях, которые подготовлены по итогам работы в Научном парке СПбГУ, пользователи обязательно указывают, что исследования выполнены на оборудовании СПбГУ. В том числе, например, в журналах Science, Nature и других реферируемых изданиях с мировым именем (см. Имена ученых СПбГУ — на страницах ведущих научных журналов). А профессор В. П. Анаников, заведующий лабораторией кластерного катализа СПбГУ, недавно был признан самым высокоцитируемым ученым России по направлению «Химия» 2015 года (на основе анализа базы Web of Science) в конкурсе, проведенном международной компанией Thomson Reuters совместно с Минобрнаки РФ (см. Самый высокоцитируемый химик страны — 2015 работает в СПбГУ). Научные результаты для своих статей он получил на оборудовании Научного парка СПбГУ.

На странице портала Научного парка СПбГУ перечислены публикации пользователей в периодических изданиях за 2013–2016 год (их здесь 1 450): Cтатьи пользователей Научного Парка, опубликованные с использованием данных, полученных на оборудовании Научного Парка. На сайте каждой из перечисленных выше научных лабораторий СПбГУ есть страница «Публикации»: например, в лаборатории оптики спина им. И. Н. Уральцева (см. Лаборатория Оптики спина имени И. Н. Уральцева — Статьи); в центре геномной биоинформатики им. Ф. Г. Добржанского (см. Новая статья сотрудников Центра им Т. Добржанского); в лаборатории биомолекулярного ЯМР (см. Лаборатория биомолекулярного ЯМР — Публикации). А, к примеру, сотрудники Института трансляционной биомедицины СПбГУ в 2015 году опубликовали 74 статьи в международных журналах с общим импакт-фактором 333,6 (см. публикации сотрудников
Института трансляционной биомедицины СПбГУ за 2015-2016 гг.
).

 

Собрать разбросанное и использовать

Постепенно стал ясен еще один аспект проблемы: организация использования научного оборудования СПбГУ (помимо оборудования, расположенного в Научном парке СПбГУ). В Университете существуют тысячи единиц оборудования, не входящего в состав ресурсных центров Научного парка СПбГУ. Даже просто увидеть его и то сложно: оно размещено во многих помещениях, не всегда учтено, загружено слабо, используется неэффективно. После приема ректором одного из ученых СПбГУ, который пожаловался на то, как его не допускали до оборудования, стоящего на его кафедре (см. «Неожиданное предложение» — Материалы с приема граждан 24.02.2015, п. 2), ректором поставлена задача: создать реестр оборудования, не входящего в состав ресурсных центров Научного парка СПбГУ, и регламенты, правила пользования, удобные для всех. Обеспечение условий равного доступа всех исследователей ко всему оборудованию будет выгодно многим ученым.

На первом этапе создается открытая база данных об имеющемся оборудовании, содержащая сведения о научном направлении, в котором используется данный прибор, его местоположении, полученных результатах и проектах, а также сведения об основных технических характеристиках прибора и расходных материалах для его эксплуатации (см. «Об эффективности использования оборудования, не входящего в состав Научного парка СПбГУ» — Материалы ректорского совещания от 25.05.2015, п. 8).

Если оборудование долго не востребовано — это плохо, и надо искать формы его использования другими научными группами. Нужен соответствующий регламент. Его разработка должна быть предметом широкого обсуждения. Создание информационного ресурса, содержащего детальные сведения об оборудовании и результатах его применения, поможет прояснить общую картину экспериментальных исследований, выполняемых на оборудовании вне структуры ресурсных центров. Обобщение этих данных и дальнейшее обсуждение с научным сообществом могут привести к конкретным предложениям по повышению эффективности использования оборудования (подробнее см. Собрать разбросанное и использовать).

 

Наведение порядка–2: новое оборудование

Иногда встает вопрос: приобретать ли новое оборудование, которого не хватает для решения возникшей новой задачи, или воспользоваться тем, что есть у партнеров. Например, два года назад для проведения одной серии измерений нашим ученым потребовался мощный микроскоп «Титан» (который стоит 1 млрд рублей, плюс стоимость обучения сотрудника для работы с ним, плюс затраты на его содержание и эксплуатацию). Дружеские контакты СПбГУ и Курчатовского центра помогли узнать, что такие микроскопы есть в Курчатовском центре (два, с разными функциями), а еще — в Университете Каролина (Швеция). Ученые СПбГУ воспользовались имеющимся у партнеров оборудованием, и Университет не стал приобретать свое.

Другой пример: в 2014 году был создан новый ресурсный центр «Центр Биобанк». Данный центр является не только уникальным специализированным криохранилищем биологических материалов, но и базой данных о клинической, лабораторной и персональной информации (см. Центр Биобанк). Первый в России биобанк предназначен для достижения глобальных научных и медицинских целей — осуществления биомедицинских исследований основ здоровья и долголетия человека. РЦ «Центр Биобанк» создавался, когда исследователи СПбГУ стали в 2014 году победителями конкурса грантов Российского научного фонда (750 млн рублей) и приступили к осуществлению уникального для нашей страны проекта по развитию трансляционной биомедицины (см. СПбГУ получил 750 миллионов рублей на развитие трансляционной биомедицины). А затем стали осуществлять реализацию проекта «Российские геномы» по созданию базы данных, содержащей информацию о последовательности молекулы ДНК жителей разных регионов России (см. Проект Российские геномы). Для выполнения таких глобальных задач приобреталось новое оборудование. И есть результат: уже сейчас по результатам начатых исследований опубликовано 3 статьи в Science, еще несколько десятков статей — в научных журналах высокого уровня.

Пример третий: еще в 2007 году по инициативе коллектива кафедры оптики, поддержанной деканом факультета, был приобретен комплекс «Универ-М» стоимостью 125 млн рублей. Комплекс был приобретен, а дальше? В те годы все еще продолжало действовать неписаное правило: оборудование купили для кафедры, поэтому оборудованием распоряжается кафедра и, соответственно, кафедра и должна обеспечивать работу оборудования. Но на содержание этого дорогостоящего оборудования у ученых-физиков попросту не было средств. В конце концов, сами ученые инициировали решение о его передаче в Научный парк. Оборудование было принято в Научный парк, но на то, чтобы его «реанимировать», потратили еще более года! К параметрам точности такого оборудования предъявляются повышенные требования, а его содержание, обслуживание и ремонт — довольно дорогостоящие процедуры.

Уже много случаев, когда оборудование, находящееся вне Научного парка, по инициативе научно-педагогических работников передается в Научный парк. С. В. Микушев сформулировал два правила, которые соблюдаются при такой передаче:

При этом нет требования: убрать приборы из «помещения кафедры» и физически перенести в Научный парк — они могут оставаться на прежнем месте. По мере передачи оборудования оно учитывается и анализируется его эффективность: работоспособное — будет обслуживаться, а неработоспособное — списываться.

Могут ли сами исследователи работать на оборудовании Научного парка СПбГУ? Могут, если подтвердят свою квалификацию (предъявят соответствующий сертификат, свидетельствующий, что ученый прошел необходимое обучение). Есть оборудование распространенное — многие умеют им пользоваться (например, рентгеновское для порошковой дифракции или оптическое для исследования спектров поглощения-пропускания). Есть более сложное, более специфическое и более дорогостоящее (например, для дифрактометрии высокого разрешения) — проводить на нем измерения помогают работники Научного парка. Кроме того, действуют программы дополнительного образования, которые осваивают ученые Университета, и курсы повышения квалификации для обучения работе на сложных видах оборудования.

Часто для того, чтобы получить доступ для работы на дорогостоящем оборудовании, необходимо получить сертификат компании-производителя. Это довольно дорого (например, поездка в США на 3 дня для сдачи квалификационного экзамена и получения сертификата обойдется в 700 тыс. рублей!). Иногда проще (и дешевле) пригласить в Университет специалиста компании-производителя на одну-две недели, устроить здесь краткое обучение наших сотрудников с практикой работы на оборудовании. Например, к нам приезжали специалисты одного из мировых лидеров в производстве научного оборудования — компании Bruker.

 

Завтрашний день науки

Научный парк — сильное конкурентное преимущество Университета, один из немногих в России реально действующих центров коллективного пользования. Это еще раз подтвердила конференция Министерства образования и науки РФ по вопросам развития центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок, которая состоялась в СПбГУ в июне 2015 г. (см. В СПбГУ обсудили работу центров коллективного пользования). С уникальным оборудованием и организацией работы Научного парка СПбГУ познакомились более 150 ученых, представителей национальных исследовательских и федеральных университетов, государственных научных центров, учреждений государственных академий наук. Конференция еще раз доказала, что принципы организации Научного парка СПбГУ (сосредоточение научного оборудования в ресурсных центрах, всеобщий равный доступ к оборудованию, разделение административных и академических полномочий) верны (см. «О работе центров коллективного пользования и Научном парке СПбГУ» — Материалы ректорского совещания от 08.06.2015, п. 2).

Представители Минобрнауки РФ и коллеги из Уральского федерального университета, Дальневосточного федерального университета, Курчатовского центра высказали свое удовольствие от увиденного в Научном парке СПбГУ, высказали мнение, что это — завтрашний день науки в России. По мнению президента НИЦ «Курчатовский институт» и декана физического факультета СПбГУ Михаила Ковальчука, даже в США нет университета с таким уровнем оснащения (см.     Михаил Ковальчук о научном парке СПбГУ: в Америке не найдете университета с таким уровнем оснащения, «Вести FM»)

 

Игорь Тихонравов

Просмотров: 1964

Возврат к списку новостей



© Биологический факультет СПбГУ, 2006-2011