13.06.2017  Профессор кафедры энтомологии Санкт-Петербургского государственного университета и главный научный сотрудник Зоологического института РАН Владимир Лухтанов описал ранее неизвестный вид бабочек рода шашечниц, названный Melitaea acentria (шашечница ацентрия). Необычное имя насекомое получило в честь никнейма выпускницы СПбГУ Аси Новиковой, которая собрала первые экземпляры нового вида. Результаты исследования опубликованы в журнале Comparative Cytogenetics.

Бабочек нового вида обнаружили на склонах популярного горнолыжного курорта Хермон в северном Израиле. Как отмечает профессор Владимир Лухтанов, новый вид наблюдали тысячи израильтян и туристов, а десятки из них, включая профессиональных энтомологов, делали фотографии, однако неправильно его идентифицировали.

Дело в том, что шашечница ацентрия (Melitaea acentria) внешне не отличается от своего вида-близнеца — шашечницы персидской (Melitaea persea), которая давно известна энтомологам. Такие виды-двойники называют криптическими. Они встречаются даже среди хорошо изученных животных, и их не всегда удается распознать специалистам, хотя, как отмечает профессор, сами себя представители видов различают прекрасно.

«Обычно такие виды обнаруживаются случайно, — рассказал Владимир Лухтанов. — Мы же в рамках проекта РНФ "Генетическая структура и механизмы формирования биологического разнообразия" разработали несколько оригинальных алгоритмов их целенаправленного поиска. Для проверки методологии были выбраны дневные бабочки Израиля — самая изученная группа беспозвоночных в самой изученной в энтомологическом отношении стране. В итоге открытие наглядно продемонстрировало эффективность разработанных подходов. Достаточно вспомнить, что в последний раз новый вид бабочек с территории современного Израиля был описан 109 лет назад».

Первые образцы нового вида 1 июня 2013 года собрала Ася Новикова — выпускница Санкт-Петербургского государственного университета, которая сегодня учится в аспирантуре Иерусалимского университета (Thе Hebrew University of Jerusalem) и участвует во всех экспедициях исследовательской группы по Израилю. Сначала бабочек идентифицировали как Melitaea persea, но, проведя молекулярный анализ, ученые поняли, что с насекомыми что-то не так.

«Молекулярные данные навели нас на мысль, что мы имеем дело с новым видом, — рассказал Владимир Лухтанов. — Главные доказательства его самостоятельности были получены при изучении внутреннего анатомического строения, а именно — генитального аппарата самцов. У насекомых он часто имеет сложное строение, а детали бывают видоспецифичны. Так оказалось и в этом случае. Всего потребовалось четыре года, чтобы исследовать новый вид в деталях».

Имя acentria (от греческого «нецентральный») новой бабочке дали неслучайно: во-первых, это интернет-ник Аси Новиковой, а во-вторых, название характеризует периферическое положение ареала новой бабочки (ближе к южной границе) по отношению к ареалу всех шашечниц.

«В школе я училась в энтомологическом кружке Алексея Куприянова, а тогда среди учеников было модно называть электронную почту по имени рода или вида бабочек, которыми ты занимаешься, — рассказала Ася. — Я выбрала acentria по двум причинам. Во-первых, если прочитать первые три буквы по-русски, получится "Асе" — то есть мне. А во-вторых, моя любимая бабочка — огневка Acentria ephemerella. Когда я узнала, что Владимир Александрович собирается назвать новый вид именно этим словом, то буквально лишилась дара речи. Это огромная честь для меня. Ничего подобного я и предположить не могла».

В исследовательскую группу Владимира Лухтанова также входят выпускники и студенты кафедры энтомологии СПбГУ: научный сотрудник Зоологического института РАН Назар Шаповал, сотрудник Гарвардского университета Герард Талавера, аспирантка Университета Калифорнии Алиса Вершинина, ведущий специалист ресурсного центра СПбГУ «Хромас» Мария Вишневская и студентки СПбГУ Елена Паженкова и Ярославна Яшенкова. Сегодня в планах исследователей не только изучение генетических механизмов возникновения новых видов, но и анализ роли межвидовой гибридизации в видообразовании. На днях ученые вернулись из экспедиции в Казахстан, а в ближайшее время отправятся изучать бабочек в Таджикистан.