Биологический факультет СПбГУ

биофак СПбГУ


09.06.2022 12:18:00 

Воспоминания Н. Н. Данилова о войне

Война застала меня на летней полевой практике в заповеднике «Семь островов» на Мурмане. С первых дней войны там появились немецкие самолёты и однажды был бой наших военных кораблей с немецким эсминцем. В последних числах июля проходившие практику студенты и сотрудники заповедника вернулись в Ленинград. Я сразу же вступил добровольцем в формировавшийся в Ленинградском университете партизанский отряд. Бойцами этого отряда были и мои однокурсники (в 1941 году мы закончили третий курс) зоологи Олег Васильевич Егоров и Венедикт Анатольевич Вихерский. С О. В. Егоровым мы были в одном взводе, а В.А.Вихерский был в другом.

Когда каратели напали на лагерь отряда, мы были в лагере. В расположении нашего взвода, размещавшегося в стороне, было всего несколько человек. Мы немного отошли и заняли оборону. Стрельба в лагере продолжалась около часа или менее. Ночью мы обошли лагерь, но там никого не было. Тогда решили идти на Ленинград. Двигались ночами, а днём скрывались в лесу. В конце сентября при переходе линии фронта попали в немецкие окопы и были взяты в плен. Это было где-то в районе Вырицы, ибо туда в лагерь военнопленных нас пригнали. Затем отправили в лагерь в город Лугу. Я точно не помню, в Луге или Вырице, а может ещё в лесу мы с О. В. Егоровым встретили В. А. Вихерского.

При сортировке военнопленных в Луге мы выдали себя за рабочих, строивших противотанковые рвы – таких было довольно много. Полного военного обмундирования у нас (партизан) не было и волосы нам не стригли. Это помогло, и нас из лагеря военнопленных перевели в тюрьму в Луге, где содержались гражданские пленные. Зимой из тюрьмы стали отпускать под надзор местных уроженцев. Олег Васильевич Егоров был из-под Пскова и он заявил меня своим родственником, а Венедикта Анатольевича Вихерского назвал родственником житель окрестностей Луги. Где-то в январе 1942 года мы были направлены «по месту жительства». У О. В. Егорова в селе на берегу Чудского озера жила с семьёй сестра, которая до войны была учительницей. Они меня приняли.

Пережив зиму, мы с Олегом Егоровым ушли весной 1942 года в лес, стремясь присоединиться к партизанам или перейти линию фронта. Около Порхова были схвачены прочёсывающими леса немцами и отправлены в тюрьму города Пскова, а позднее – в районный центр Серёдку. Здесь нас с Олегом разделили и мы встретились только после окончания войны в Ленинграде.

Я в начале зимы 1942 года был переведён в лагерь в Пскове, в 1943 году – в город Резекне в Латвии, затем в лагерь около Риги. Откуда летом 1944 года пытался бежать, но был пойман и отправлен в лагерь вблизи города Лиепая. Там и был 9 мая 1945 года освобождён нашими войсками. Здесь прошёл проверку в окружной «Смерш» и был направлен в Шауляйский военкомат в Литовской ССР для призыва в армию. По состоянию здоровья признан непригодным для прохождения воинской службы и работал в Шауляйском облвоенкомате по вольному найму до сентября 1945 года. Далее получил вызов из ЛГУ, вернулся в Ленинград и восстановился на биологическом факультете.

Дальнейшая моя история такова. В 1947 году окончил биологический факультет по кафедре зоологии позвоночных и был распределён в Уральский государственный университет в Свердловск, откуда была заявка на преподавателя кафедры зоологии только что созданного биологического факультета. С 1 сентября 1947 по 1 сентября 1970 года я работал ассистентом, позднее доцентом кафедры зоологии Уральского университета. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1967 – докторскую. С 1970 года работаю заведующим лаборатории Института экологии растений и животных Уральского научного центра Академии наук СССР. Имею награды: медали «За доблестный труд», «За трудовое отличие» и юбилейные медали в честь Победы Советской армии. Награждён двумя медалями ВДНХ.

Удостоверения участника войны не имею, поскольку при получении документов в Ленинграде в сентябре 1945 года мне в воинском билете записали, что в Советской армии не служил и участия в войне не принимал, мотивируя тем, что партизанские формирования не были регулярными армейскими частями и тем, что я три с половиной года был в плену. Удостоверяет моё участие в войне только справка, выданная мне в 1945 году в Василеостровском райвоенкомате Ленинграда, что я являюсь бойцом партизанского отряда № 6.

С Олегом Васильевичем Егоровым мы встретились в 1945 году в Ленинграде. Он после разделения нас в тюрьме посёлка Серёдка тоже попал в лагерь в Пскове, но не в тот, где был я. Оттуда ему с одним местным жителем удалось бежать и присоединиться к партизанам. Побег был организован родственниками его товарища. До соединения с частями нашей армии он воевал в партизанском отряде. Затем был мобилизован в регулярную армию, воевал в одном полку с Алексеем Сергеевичем Мальчевским, был ранен, награждён орденом «Красной Звезды». В 1945 году демобилизовался и восстановился на биофаке Ленинградского университета. После окончания университета проходил аспирантуру в Зоологическом институте АН СССР. Защитив в 1953 году кандидатскую диссертацию, уехал в Якутск, где до 1967 года работал в Институте биологии Якутского филиала Академии наук. В 1967 году перешёл в организованный в Магадане Институт биологических проблем Севера Дальневосточного научного центра АН СССР. В 1969 году защитил докторскую диссертацию. В конце 1970 года умер от инфаркта.

Зоологи Ленинградского университета в огне Великой Отечественной войны// Русский орнитологический журнал, 2010. Том 19. Экспресс-выпуск № 565 С. 711.

#научныйполк#ЛГУвгодывойны

Материал на сайте СПбГУ

Просмотров: 211

Возврат к списку новостей



© Биологический факультет СПбГУ, 2006-2011