Научные интересы:
Речевой онтогенез и его нарушения, дифференциальная диагностика нарушений речи, заикание, клаттеринг.
Избранные публикации :
- Фролова О.В., Клешнев Е.А., Григорьев А.С., Филатова Ю.О., Ляксо Е.Е. Оценка эмоциональной сферы детей с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра на основании междисциплинарного подхода // Физиология человека. 2023. Т. 49. № 3. С. 13–22.
- Филатова Ю.О. Новый подход к выявлению ранних признаков речевых нарушений у детей // Российский педиатрический журнал. 2023. Т. 26. № S4. С. 81–82.
- Филатова Ю.О., Антипова А.М. Возможности применения современного диагностического инструментария для изучения нарушений плавности речи у дошкольников с заиканием. Сообщение 2 // Дефектология. 2023. № 2. С. 3–14.
- Ахметзянова А.И., Бабкина Н.В., Гончарова Е.Л., Кантор В.З., Коробейников И.А., Красильникова О.А., Кузьмичева Т.В., Кукушкина О.И., Лазуренко С.Б., Филатова Ю.О. Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики // Альманах Института коррекционной педагогики. 2023. № 52 (5). С. 1–17.
- Филатова Ю.О., Лулу Ш. Выявление объективных показателей развития дыхания у младших школьников с заиканием // Наука и школа. 2023. № 5. С. 137-146.
- Научные основы дифференциальной диагностики речевой патологии в детском возрасте: Монография / Под ред. Ю.О. Филатовой. М.: НКЦ Образование, 2022. 202 с.
- Filatova, Y.O., Belyakova, L.I. Speech Dynamic Stereotype in the Context of Consideration of the Basic Psychophysiological Mechanisms of Speech. In book: A.A. Arinushkina, & I.A. Korobeynikov (Eds.), Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. Cham, Switzerland: Springer, 2022. pp. 149-155.
- Almazova A.A., Filatova Yu.O., Novitskaia I.V. The current state, problems and prospects of master’s degree programs in speech-language pathology in Russia // Strategies for Policy in Science and Education. 2022. T. 30 (1). pp. 59–69.
- Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Возрастные закономерности формирования речевого динамического стереотипа // Дефектология. 2022. № 1. С. 46–52.
- Филатова Ю.О., Антипова А.М. Возможности применения современного диагностического инструментария для изучения нарушений плавности речи у дошкольников с заиканием. Сообщение 1 // Дефектология. 2022. № 5. С. 36–48.
- Филатова Ю.О., Лулу Шаза Изучение дыхательной функции у лиц с нарушениями речи: обзор зарубежных исследований // Наука и школа. 2021. № 5. С. 66–76.
- Филатова Ю.О., Аксенова А.О. Отечественные и зарубежные подходы к изучению плавности речи в отечественной и зарубежной логопедии // Современное дошкольное образование. 2021. № 5 (107). С. 62-69.
- Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Ретроспективный анализ результатов психофизиологических исследований становления речедвигательной функции // Дефектология. 2020. № 5. С. 3–10.
- Филатова Ю.О., Аксенова А.О. Дыхание как компонент функциональной системы речи: онтогенез и речевой дизонтогенез // Дефектология. 2020. № 6. С. 72–78.
- Filatova, Yulia O. Speech disfluencies of preschool-age children who do and do not stutter / Yulia O. Filatova, Dobrinka Georgieva // Foreign Language Teaching. 2019. Number 4. Volume 46. P. 468-478.
- Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Речь как информационный процесс живой природы // Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). С. 132–143.
- Филатова Ю.О. Онтогенез и дизонтогенез плавности речи у детей // Дефектология. 2018. № 5. С. 33–42.
- Филатова Ю.О., Реймер К.В. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников // Специальное образование. 2018. № 2(50). С. 100–111.
- Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка // Вопросы психолингвистики. 2016. № 4 (30). С. 30–38.
Награды и почетные звания
Почетное звание «Профессор РАО» с 29 июня 2023 г.
Другая профессиональная деятельность:
- Заведующая лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования центра развития инклюзивного образования ФББУ «Российская академия образования»
- Профессор кафедры логопедии, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
- Член диссертационного совета Д 212.154.26 при МПГУ по специальностям 13.00.03 – коррекционная педагогика, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование), член диссертационного совета Д 008.005.01 на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
- Член редколлегии журналов «Дефектология», «Наука и школа»; член международного консультативного комитета научно-методических журналов “Forum Logopedyczne”, «Bulgarian Journal of Communication Disorders”, “Logopaedica Lodziensia”.
Руководство текущими научно-исследовательскими работами
- Проект РФФИ № 20–013-00613, 2020-2022: Разработка научных основ дифференциальной диагностики речи, моторики и дыхания у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Участие в проектах
- Международный грант РНФ-DST "22-45-02007"
|