Место проведения: МБС СПбГУ
Время проведения: середина июля, 8 дней.
1 Гидробиологический режим различных акваторий Белого моря
1.1 Морской планктон
1.1.1 Зоопланктон
Место проведения: Средняя или Глубокая Салма
Цель: Знакомство со структурой морского эпи- и гипопланктона, знакомство со строением пелагиали Белого моря
Ключевые факторы среды: Температура, соленость
Ключевые термины: пелагиаль, планктон, голо- и меропланктон, эпи- и ги-попланктон, термоклин, галоклин, TS-кривые.
1.2 Морской бентос
1.2.1 Бентос сублиторали
Место проведения: Сухая или Глубокая Салма
Цель: знакомство со структурой бентосных сублиторальных сообществ
Ключевые факторы среды: «глубина», гранулометрический состав грунта
1.2.2 Бентос литорали Сообщества нижней литорали с зарослями макрофитов в условиях интенсивной гидродинамики и затишных условиях
Место проведения: о. Малый Горелый, большой Керетский рейд, пр. Сухая Салма
Цель: знакомство со структурой и распределением в градиентах некоторых фак¬торов среды бентосных сообществ литорали
Ключевые факторы среды: гранулометрический состав грунта, интенсив¬ность гидродинамики, окислительно-восстановительный потенциал
Ключевые термины: бентос, литораль, гранулометрический состав грунта, макрофит, мареографический уровень, проективное покрытие, запас, мягкие осадки, Zostera marina, гидродинамическая активность, окислительно-восстановительный потенци¬ал, вид-эдификатор.
2 Гидробиологический режим континентальных водоемов разного типа.
2.1 Озерно-речные системы Карелии.
2.1.1 Разнообразие биоты озерно-речных систем Карелии.
Место проведения: Система реки Летняя (озеро, ручей)
Цель: оценка влияния гидрологического режима на планктонные и донные це¬нозы
Ключевые факторы среды: скорость течения
Ключевые термины: лотические и лентические системы, планктон, бентос
2.1.2 Зоопланктон озер.
Место проведения: Озеро Летнее
Цель: Знакомство со структурой пелагического и прибрежного зоопланктона
Ключевые факторы среды: температура, фоновая гидродинамика, прозрачность
Ключевые термины: планктон, эпи-, мета- и гиполимнион, термоклин, про¬зрачность, литораль, пелагиаль, Rotifera, Cladocera, Copepoda, эуфотический слой.
2.1.3 Зообентос озер.
Место проведения: Озеро Летнее
Цель: Знакомство со структурой зообентоса различных участков бентали.
Ключевые факторы среды: температура, концентрация растворенного кис¬лорода
Ключевые термины: бентос, водная растительность, численность, биомасса, гранулометрический состав осадков.
2.2 Наскальные ванны
2.2.1 Экосистемы эфемерных водоемов
Место проведения: Наскальные ванны о. Черемшиха и Медянка
Цель: Знакомство с особенностями физико-химического и биологического ре¬жима наскальных ванн. Оценка влияния рН и минерализации воды на структуру биоты.
Ключевые факторы: морфометрия водоема, высота над уровнем моря, мине¬рализация, рН
Ключевые слова: лотические и лентические системы, планктон, бентос.
III. Учебно-производственная практика студентов 3-го курса бакалавриата (напhавление биология) кафедры ихтиологии и гидробиологии
Программу празработали:
доц., к.б.н. Стогов Игорь Арсеньевич;
к.б.н. Герасимова Александра Владимировна
Полякова Наталья Владимировна;
Мовчан Екатерина Анатолькоевна,
к.б.н. Анацкий Сергей Юрьевич;
к.б.н. Белоусов Игорь Юрьевич
Иванова Татьяна Сослановна
1. Организационно-методический раздел:
Цель и задачи изучения дисциплины:
Цель учебно-производственной практики - обучение студентов необходимым навыкам полевых работ при проведении стандартных ихтиологических и гидробиологических исследований.
В задачи курса входит освоение методов сборов и обработки:
1. гидробиологического материала на морских и континентальных водоемах
2. ихтиологического материала на морских и континентальных водоемах
Место курса в профессиональной подготовке выпускника: дисциплина специализации
Требования к уровню освоения дисциплины: по результатам учебной практики студенты должны получить необходимые навыки полевых работ при проведении стандартных ихтиологических и гидробиологических исследований.
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, распределение по семестрам, форма контроля:
2.1.
Всего аудиторных занятий 190 часа
из них: - лекций 20 часов
- семинарских и практических занятий 170 часа
Самостоятельная работа студентов 172 часа
Итого (трудоемкость дисциплины) 362 часа
2.2. Формы контроля: дифференцированный зачет
2.3. Распределение по семестрам, включая формы контроля
бакалавратура, III курс, 6 семестр
3. Содержание дисциплины:
3.1.
ГИДРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.
Задачи и методы исследований морских биосистем.
Физико-географическая, гидрологическая характеристики Белого моря, история возникновения и формирования фауны Белого моря. Знакомство с особенностями акватории морской биологической станции СПбГУ (обзорная экскурсия для студентов ихтиологов и гидробиологов).
Полевые методы морских гидробиологических исследований, необходимость соответствия выбранных методов целям исследования. Значение комплексных исследований.
Определение основных характеристик гидрологического режима акватории. Понятие о ключевых факторах в водной среде. Развитие пикноклина в морских и континентальных водоемах. Стандартные способы и приборы для взятия образцов воды.
Температура как фактор экологического действия в водной среде. Способы измерения температуры (глубоководные и поверхностные термометры). Понятие о термоклине.
Соленость как фактор экологического действия в водной среде. Способы измерения солености воды.
Содержание кислорода как фактор экологического действия в водной среде. Методы определения содержания кислорода в воде.
Содержание органических веществ в грунте как фактор экологического действия в водной среде. Методические подходы и орудия отбора образцов грунта. Определения содержания органических веществ в грунте методом сжигания.
Качественные методы учета гидробионтов (организмы бентоса, нектобентоса, планктона). Основные орудия качественного учета (использование при сборе материала трала, драги, кошки, скребков, планктонной сети). Состав типичных флорофаунистических комплексов прибрежных участков Белого моря. Работа с определителями. Массовые представители фито и зоопланктона.
Бентос. Литораль как среда обитания гидробионтов. Основные типы литорали. Население твердых грунтов литоральной зоны. Население мягких грунтов литоральной зоны. Население сублиторальной зоны: зоны ламинарий, зоны багрянок, мягких грунтов сублиторали. Количественные методы учета гидробионтов.
Количественные исследования бентоса. Работа с рамкой, дночерпателем. Особенности учета организмов макро и мейобентоса. Определение числа выборочных площадок, достаточного для получения репрезентативной выборки. Оценка характера распределения гидробионтов в местообитаниях.
Планктон. Пелагиаль как среда обитания гидробионтов. Качественные и количественные методы исследования планктона (планктонные сети и планкточерпатели, батометры). Порядок работы с сетью Джеди. Обработка количественных проб планктона (штемпельпипетка, камера Богорова).
Лабораторная обработка материалов: подсчет, взвешивание, измерение и фиксация гидробионтов, промывка и разборка проб, требования к этикетированию и фиксации материала, ведение журнала наблюдений).
Методы исследования и описания биоценозов. Биотоп, биоценоз, экосистема. Качественный и количественный подходы к изучению биоценозов. Гидробиологические разрезы. Учет макрофауны по трансектам. Пирамиды выборочных площадок.
Задачи и методы исследований биоты континентальных водоемов.
Рекогносцировочное обследование водоема. Выбор точек для обследования и проведения сезонных работ. Описание физикогеографических характеристик озера, составление карты глубин, измерение температуры. Порядок и методы отбора проб воды для гидрохимического анализа. Определение цветности и прозрачности, величины рН, содержания кислорода, органических веществ.
Фитопланктон: методы сбора и фиксации материала, изучение вертикального распределения фитопланктона, сбор проб для дальнейшей обработки в рамках практических занятий курса “Гидробиология континентальных водоемов” в течение учебного года, Определение первичной продукции водоема скляночным методом (выбор точек и времени экспозиции, гидрохимическое определение содержания кислорода в склянках), анализ и интерпретация полученных результатов.
Зоопланктон и зообентос: методы сбора и фиксации материала; сравнительный анализ состава сообществ зоопланктона и зообентоса озер, различающихся по физикохимическим характеристикам.
Питание рыб. Методы полевых исследований кормовой базы рыб, отбор особей для изучения содержимого желудка. Сбор, описание необходимых морфометрических характеристик рыб и фиксация материала с дальнейшей обработкой в процессе практических занятий курса “Частная гидробиология”.
ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.
Цели и задачи полевых ихтиологических и рыбохозяйственных исследований. Организация и планирование ихтиологических экспедиций.
Методы сбора материала и первичной обработки данных. Базовые методы полевых исследований. Определение вида. Измерение и взвешивание рыб. Определение пола и стадий зрелости гонад. Сбор регистрирующих структур для определения возраста, данных по питанию, паразитофауне и анатомическим аномалиям. Фиксация, транспортировка и хранение собранного материала.
Основная документация: полевой дневник, ихтиологический журнал, чешуйная книжка, разрешение или лицензия на лов рыбы.
Методика сбора и фиксации гистологического материала. Условия фиксаций, фиксаторы (Буэна, Серра, формалин). Определение пола и стадий зрелости половых продуктов. Понятие о шкале зрелости. Биологическая сущность разделения процесса созревания гонад на стадии зрелости. Визуальное определение стадий зрелости различных рыб. Понятие о плодовитости рыб. Индивидуальная и относительная плодовитость у единовременно и порционно нерестящихся рыб. Коэффициент зрелости. Видовая и популяционная плодовитость.
Методы изучения питания рыб. Определение степени жирности и упитанности. Сбор материала для определения возраста рыб. Строение чешуи костистых рыб и характер ее роста. Годовые кольца, добавочные кольца, нерестовые марки.
Методы и приборы для обнаружения рыб. Орудия и методы для сбора материала. Относительные и абсолютные методы. Правила рыболовства.
Полевые методы морских ихтиологических исследований. Качественные методы. Количественные методы. Основные морские виды рыб региона и их определение.
Полевые методы пресноводных ихтиологических исследований. Озерные системы и водохранилища. Речные системы. Качественные методы. Количественные методы. Основные пресноводные виды рыб региона и их определение.
Систематические ихтиологические коллекции. Роль рыб в морских и пресноводных биоценозах. Искусственное воспроизводство рыб. Мечение. Промышленное и любительское рыболовство.
3.2. Темы семинарских и практических занятий
3.3. Темы заданий для самостоятельной работы
Зачетная самостоятельная работа:
1. Описание биоценозов и популяций одного из массовых видов макрозообентоса (один участок на двух студентов). Вид отчетности: краткое конкретное описание участка, в котором отмечены следующие моменты: характер исследованного биотопа, структура биоценоза (состав и обилие видов), оценка размерночастотной и возрастной структуры поселения по репрезентативной выборке.
2. Комплексная лимнологическая характеристика одного из малых озер в районе МБС СПбГУ. Оценка основных физикохимических (температура, рН) и биологических (структура сообществ фито и зоопланктона, фито и зообентоса, ихтиоцена) показателей.
3.4. Примеры контрольных вопросов к экзамену:
4. Учебно-методическое обеспечение курса.
4.1. Перечень обучающих компьютерных программ, кино- и телефильмов, мультимедийных продуктов и т.п.: (если имеются)
4.2. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения: . Приборы для гидрологических и геоморфологических исследований: глубоководные и поверхностные термометры, кондуктометр, рефрактометр, оксиметр, PH-метр, эхолот, GPS, батометр). Приборы для сбора биологического материала: дночерпатели, драги, скребки, планктонные сетки, невода, ихтиологические сети. Лабораторное оборудование: микроскопы, бинокуляры, весы, штангенциркули. Мультимедийный проектор, ноутбук. Моторные и гребные лодки.
4.3. Методические материалы/ указания (методички / протоколы для практических занятий/ особые требования к преподавателям и/или студентам по технике безопасности - если имеются)
4.4. Рекомендуемая литература
4.4.1. Основная:
Андрияшев А.П. Рыбы северных морей СССР. М.; Л.: Наука. 1954. 531 с.
Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. Ч.1. М.;Л.: Изд-во АН СССР. 1948. 466 с.
Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. Ч.2. М.;Л.: Издво АН СССР, 1949. С.467925.
Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. Ч.3. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С.9271382.
Правдин И.Ф. Руководство по изучению рыб. М. Пищевая промть. 1966. 376 с.
Сакун О.Ф., Буцкая Н.А. Определение стадий зрелости и изучение половых циклов рыб. Мурманск: ПИНРО, 1968. 47 с.
Голиков А.Н., Кусакин О.Г. Раковинные брюхоногие моллюски литорали морей СССР. Л.: Наука, 1978. 256 с.
Жадин В.И. Методы гидробиологического исследования. М.: Высшая школа, 1960. 191 с.
Кузнецов В.В. Белое море и биологические особенности его фауны и флоры. М.: Л.: Наука, 1960. 405 с.
Максимович Н.В., Погребов В.Б. Анализ количественных гидробиологических материалов. Л.: Ленинградский университет, 1986. 97 с.
Моллюски Белого моря. Л.: Наука, 1987. 328 с.
Наумов А.Д., Оленев А.В. Зоологические экскурсии на Белом море. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 175 с.
Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР./Под ред. Л.А.Кутиковой, Я.К.Старобогатова. Л.; Гидрометеоиздат, 1977. 511 с.
Определитель фауны и флоры Северных морей СССР/Под ред. Н.С.Гаевской. М.: Советская наука, 1948. 740 с.
4.4.2. Дополнительная:
Алимов А.Ф. Введение в продукционную гидробиологию. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. 147 с.
Константинов А.С. Общая гидробиология. М.: Высшая школа, 1986. 470 с.
IV. Учебная практика студентов 3-го курса бакалавриата (направление экология) "Экологический мониторинг" (ПРОГРАММА 4);
Практика студентов, специализирующихся в бакалавриате на кафедре эмбриологии, проводится в 6-м семестре в июне - июле на базе Морской биологической станции СПбГУ (о. Средний, губа Чупа Кандалакшского залива Белого моря).
Целью практики является изучение закономерностей индивидуального развития морских беспозвоночных животных в их естественной среде обитания и демонстрация разнообразия их типов развития; практика способствует приобретению умений и навыков самостоятельной работы в соответствии с выбранной специализацией.
| В процессе прохождения полевой практики по эмбриологии студенты
• знакомятся с многообразием развития морских беспозвоночных (частная/сравнительная эмбриология)
• изучают зависимость различных стадий развития от внешних факторов среды (основы экологической биологии развития)
• овладевают навыками грамотного сбора материала и постановки культуры зародышей (профессиональные компетенции эмбриолога, биолога развития)
• знакомятся с искусством проведения прижизненных экспериментов с беспозвоночными и фиксации полученных результатов
• учатся навыкам лабораторной работы в стерильных условиях, приготовления тотальных препаратов и планирования экспериментов в полевых условиях
|
Практика состоит из следующих разделов:
1. Знакомство с литоральной и мелководной фауной Белого моря и условиями ее существования. Методы.
| Техника безопасности морских экспедиционных работ на литорали и на борту плавсредств в условиях Белого моря и меры по соблюдению безопасности и охране природы. Общие указания по методам сбора, содержания, культивирования, наблюдения и изготовления тотальных препаратов морских беспозвоночных в лабораторных условиях. Методики сбора, содержания, проведения экспериментальных работ, приготовления препаратов конкретных объектов. |
2. Изучение морфологии развития беспозвоночных животных.
|
Изучение закономерностей индивидуального развития морских беспозвоночных животных в их естественной среде обитания, а также демонстрация разнообразия типов их развития. Знакомство с разнообразием развития происходит преимущественно на следующих объектах (однако набор видов может варьировать из года в год в зависимости от сезонности и циклов размножения): |
Губки. Вскрытие губок разных видов. Извлечение зародышей на разных стадиях развития. Паренхимулы Halisarca dujardini и Halichondria panicea. Оседание личинок и метаморфоз.
Книдарии. Жизненные циклы гидроидов: половое и бесполое размножение, чередование полипоидной и медузоидной стадий. Различные стадии эмбрионального развития и выход планул из медузоидов Obelia sp., извлечение планул с хоботков Bougainvillia superciliaris, прикрепление, метаморфоз.
Гребневики. Особенности дробления яиц. Планктонная цидиппоидная личинка.
Плоские черви. Извлечение яиц из коконов бескишечных турбеллярий. Дуэтная форма дробления.
Немертины. Кладки, вскрытие коконов. Изучение зародышей на разных стадиях развития.
Аннелиды. Особенности биологии размножения эррантных и седентарных видов полихет. Жизненные циклы беломорских полихет. Спиральное дробление. Изучение эмбрионального развития полихет Nereis virens, Phyllodoce maculate и олигохеты Enchytraeus coronatus. Планктонные личиночные формы: трохофора, метатрохофора, нектохета. Митрария. Метаморфоз и оседание личинок полихет.
Моллюски. Вскрытие кладок голожаберных моллюсков и гастропод. Изучение гонад двустворчатых моллюсков. Изучение эмбрионального развития Mytilus edulis, Testudinalia testudinalis. Планктонные личинки: велигер, педивелигер, великонх.
Мшанки. Половое размножение. Наблюдение над выходом личинок мшанок. Личинки - цифонауты. Бесполое размножение.
Нематоды. Извлечение яиц из половозрелых самок свободноживущих нематод Pontonema vulgare и Enoplus brevis. Движение цитоплазмы перед дроблением. Изменчивость фигур дробления на ранних стадиях. Гаструляция, развитие «личинки».
Ракообразные. Планктонные личинки; извлечение зародышей из выводковых камер низших раков. Личиночные формы: науплиус, метанауплиус, зоэа.
Иглокожие. Изучение половозрелых особей офиур и морских звезд. Изучение эмбрионального развития морской звезды Asteriаs rubens. Планктонные личинки иглокожих: диплеврула, офиоплютеус, бипиннария, аурикулярия.
Хордовые. Вскрытие живородящих асцидий. Извлечение зародышей на разных стадиях развития. Хвостатые личинки, оседание, метаморфоз.
3. Проведение экспериментальных работ по эмбриологии беспозвоночных животных. Экспериментальная эмбриология.
| Изучение регенерационных способностей губок и книдарий. Проведение экспериментальных работ по искусственному оплодотворению гребневиков, полихет, моллюсков, морских звезд. Эксперименты по изоляции бластомеров дробящихся зародышей на примере Nereis virens. Изучение влияния ингибиторов (синтеза ДНК, цитоскелета, путей клеточного сигналинга) на спецификацию клеточных линий и осевых отношений зародыша. |
На базе МБС проходят и специализированные практики студентов магистратуры кафедры эмбриологии, выполняются выпускные квалификационные работы и рождаются настоящие эмбриологи. В результате прохождения полевой практики студенты старших курсов помимо незабываемых впечатлений приобретают уникальное профессиональное мировоззрение и компетенции в области биологии развития, что позволяет им успешно конкурировать на рынке труда фундаментально-научных и прикладных отраслей экономики, быть востребованными специалистами на мировом уровне.
Медицинский факультет
Летняя биологическая практика среди медицинских вузов России проводится только на Медицинском факультете СПбГУ. Большая часть студентов проходит её на базе БИНИИ в Петергофе, но 15-18 человек, проявивших интерес к зоологии и сдавших сессионные экзамены на «отлично», выезжают на МБС. Практика проводится в августе в течение 21 дня, из которых 4-5 дней отводится на ботанику (её ведёт А.В. Жук), остальные дни – на зоологию (А.Э. Вишняков). Руководит практикой А.В. Балахонов. В 2011 г. практика на МБС прошла уже в десятый раз.
Начиная с 2005 г. студенты-старшекурсники Медицинского факультета (обычно 4-6 человек) по собственному желанию проходят производственную практику в больнице пос. Чупа в качестве медсестры, фельдшера, помощника врача. Как правило, в больнице работают те студенты, которые после 1 курса были на МБС и Север стал дня них тем местом, куда хочется возвращаться каждый год.