• АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


    БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    ГЛАВНАЯ
    НАШ ФАКУЛЬТЕТ
    Декан Биологического факультета
    Ученый Cовет
    Управление
    Кафедры
    Ботанический сад
    Коллекции и музеи
    Протоколы совещаний
    ПОСТУПЛЕНИЕ
    ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
    ОБРАЗОВАНИЕ
    НАУКА
    УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ
    ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
    ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
    СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ
    БИБЛИОТЕКА
    ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    СПИСОК И РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ от 01.10.2024
    ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК И СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
    СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
    ЗЕЛЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МИРОВОГО УРОВНЯ «АГРОТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»
    ВСТРЕЧИ РЕКТОРА СО СТУДЕНТАМИ
    МЕНТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПбГУ
    КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ

    Авторизация
    Запомнить меня на этом компьютере
      Забыли свой пароль?
     



    Главная / Наш факультет / Кафедры / Кафедра ВНД

    Кафедра Высшей нервной деятельности и психофизиологии — история


    К.М.Быков (1886-1959)

    История создания кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии началась в 1923 году, когда в составе кафедры физиологии животных по инициативе А. А. Ухтомского был организован кабинет по условным рефлексам и физиологии пищеварения, что отвечало поставленной им задаче изучения природы интегративной деятельности мозга как целостного образования, а также факторов, лежащих в основе организации целенаправленного поведения организма в среде. Усматривая глубокую взаимосвязь между исканиями двух ведущих научных школ — университетской физиологической школы и школы И. П. Павлова, А. А. Ухтомский пригласил возглавить этот кабинет сотрудников Павлова — сначала Г.В.Фольборта, а в 1928 году Константина Михайловича Быкова (1886–1959), чьи интересы лежали в области изучения висцеро-кортикальных взаимоотношений с позиций учения об условных рефлексах. Кроме того, в 1929 году при поддержке А. А. Ухтомского на кафедре физиологии животных начались работы по изучению механизмов обеспечения физической и умственной работоспособности человека. В 1932 году кабинет по условным рефлексам и физиологии пищеварения (переименованный в лабораторию физиологии высшей нервной деятельности и вегетативных процессов) и созданная уже в качестве нового структурного подразделения лаборатория физиологии трудовых процессов вошли в состав организованного по инициативе А. А. Ухтомским Физиологического научно-исследовательского института Ленинградского университета.

    В ноябре 1951 года эти подразделения стали фундаментом при создании в университете самостоятельной кафедры физиологии высшей нервной деятельности под руководством акад. К. М. Быкова.


    В 1956 году заведование кафедрой перешло к ученику А. А. Ухтомского Эрванду Шамировичу Айрапетьянцу (1906–1975). Ведущим направлением кафедры становится исследование функции и структуры висцерохимического анализатора, роли коры мозга и подкорковых образований в регуляции кортико-висцеральных взаимоотношений, а также разработка проблем мозгового обеспечения двигательных актов и механизмов пространственного анализа животных, играющих важную роль в организации целенаправленного поведения. Особое место было уделено изучению функциональной организации слуховой системы у эхолоцирующих животных (летучие мыши, дельфины) как примера высокоспециализированного и видоспецифического способа распознавания сигналов и пространственного анализа животных.

    С 1985 года заведующим кафедрой становится ученик Э. Ш. Айрапетьянца Александр Сергеевич Батуев (1935–2012). Основной проблематикой кафедры становится изучение интегративной деятельности нервной системы и роли доминанты в формировании системных механизмов работы мозга и высших психических функций. Исследование специфики развития ассоциативных систем мозга в фило- и онтогенезе с использованием комплексного мультидисциплинарного подхода позволило рассматривать ассоциативные системы как основной мозговой аппарат, обеспечивающий управление целенаправленным поведением. В 80–90-х годах были начаты исследования высших функций мозга бодрствующих животных (обезьяны, крысы) с помощью оригинальной методики длительной одновременной регистрации активности пространственно разнесенных нейронов, что дало возможность изучать механизмы прогнозирующей деятельности мозга и оперативной памяти, а также обосновать роль доминирующей мотивации как системообразующего фактора организации целенаправленного поведения. В целях выявления способов переработки информации в мозге активно изучались механизмы становления и функционирования сенсомоторной координации, позволившие выявить нейробиологические предпосылки психических функций мозга человека и, в частности, начать комплексное изучение особенностей становления речевой функции на ранних этапах онтогенеза. 


    Э. Ш. Айрапетьянц (1906–1975)

     


    А. С. Батуев (1935–2012)

    Отличительной чертой научных исканий кафедры всегда была практическая направленность фундаментальных исследований на решение важных и социально значимых задач. Так, изучение доминантных механизмов работоспособности позволило разработать системный подход к исследованию специфики организации режимов работы мозга при разных видах физической и умственной деятельности. Проблемы охраны материнства и раннего детства стали центральными при создании на кафедре в 1995 году лаборатории «Научный центр психофизиологии матери и ребенка». Глубокое понимание критичности и решающего значения пренатального и раннего постнатального периодов развития для становления способности человека к когнитивной деятельности и формированию адекватного социального поведения дало возможность разработать комплекс практических мероприятий, направленных на повышение адаптивных возможностей организма женщины в период беременности и отработку оптимальных путей взаимоотношений с ребенком, обеспечивающих его адекватный и полноценный ввод в социокультурное пространство.

    В феврале 1998 года кафедра физиологии высшей нервной деятельности была переименована в кафедру высшей нервной деятельности и психофизиологии, что в полной мере соответствовало тематике проводимых в коллективе научных исследований и задачам подготовки высококвалифицированных специалистов с современным уровнем научного мышления.

    В 2004 году заведование кафедрой принял на себя Александр Алексеевич Александров, сосредоточившим внимание коллектива на изучении механизмов организации когнитивных функций и их мозгового обеспечения.






    Новости кафедры

    История

    Структура

    Образование на кафедре

    Научная деятельность

    Партнерские связи

    Список сотрудников


    199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9
    Тел.: + 7 (812) 328-97-54

    Заведующий кафедрой

    д.б.н., проф. Александр Алексеевич Александров

    e-mail:

    Секретарь

    к.пед.н., ст.преп. Князева Виктория Анатольевна

    e-mail:


     


    контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

    199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
    На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации. © Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2024