|
|
Главная / Наш факультет / Кафедры / Кафедра ВНД
|
Кафедра Высшей нервной деятельности и психофизиологии — история |
К.М.Быков (1886-1959)
|
История создания кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии началась в 1923 году, когда в составе кафедры физиологии животных по инициативе А. А. Ухтомского был организован кабинет по условным рефлексам и физиологии пищеварения, что отвечало поставленной им задаче изучения природы интегративной деятельности мозга как целостного образования, а также факторов, лежащих в основе организации целенаправленного поведения организма в среде. Усматривая глубокую взаимосвязь между исканиями двух ведущих научных школ — университетской физиологической школы и школы И. П. Павлова, А. А. Ухтомский пригласил возглавить этот кабинет сотрудников Павлова — сначала Г.В.Фольборта, а в 1928 году Константина Михайловича Быкова (1886–1959), чьи интересы лежали в области изучения висцеро-кортикальных взаимоотношений с позиций учения об условных рефлексах. Кроме того, в 1929 году при поддержке А. А. Ухтомского на кафедре физиологии животных начались работы по изучению механизмов обеспечения физической и умственной работоспособности человека. В 1932 году кабинет по условным рефлексам и физиологии пищеварения (переименованный в лабораторию физиологии высшей нервной деятельности и вегетативных процессов) и созданная уже в качестве нового структурного подразделения лаборатория физиологии трудовых процессов вошли в состав организованного по инициативе А. А. Ухтомским Физиологического научно-исследовательского института Ленинградского университета.
В ноябре 1951 года эти подразделения стали фундаментом при создании в университете самостоятельной кафедры физиологии высшей нервной деятельности под руководством акад. К. М. Быкова.
|
В 1956 году заведование кафедрой перешло к ученику А. А. Ухтомского Эрванду Шамировичу Айрапетьянцу (1906–1975). Ведущим направлением кафедры становится исследование функции и структуры висцерохимического анализатора, роли коры мозга и подкорковых образований в регуляции кортико-висцеральных взаимоотношений, а также разработка проблем мозгового обеспечения двигательных актов и механизмов пространственного анализа животных, играющих важную роль в организации целенаправленного поведения. Особое место было уделено изучению функциональной организации слуховой системы у эхолоцирующих животных (летучие мыши, дельфины) как примера высокоспециализированного и видоспецифического способа распознавания сигналов и пространственного анализа животных.
С 1985 года заведующим кафедрой становится ученик Э. Ш. Айрапетьянца Александр Сергеевич Батуев (1935–2012). Основной проблематикой кафедры становится изучение интегративной деятельности нервной системы и роли доминанты в формировании системных механизмов работы мозга и высших психических функций. Исследование специфики развития ассоциативных систем мозга в фило- и онтогенезе с использованием комплексного мультидисциплинарного подхода позволило рассматривать ассоциативные системы как основной мозговой аппарат, обеспечивающий управление целенаправленным поведением. В 80–90-х годах были начаты исследования высших функций мозга бодрствующих животных (обезьяны, крысы) с помощью оригинальной методики длительной одновременной регистрации активности пространственно разнесенных нейронов, что дало возможность изучать механизмы прогнозирующей деятельности мозга и оперативной памяти, а также обосновать роль доминирующей мотивации как системообразующего фактора организации целенаправленного поведения. В целях выявления способов переработки информации в мозге активно изучались механизмы становления и функционирования сенсомоторной координации, позволившие выявить нейробиологические предпосылки психических функций мозга человека и, в частности, начать комплексное изучение особенностей становления речевой функции на ранних этапах онтогенеза.
|
Э. Ш. Айрапетьянц (1906–1975)
|
А. С. Батуев (1935–2012)
|
Отличительной чертой научных исканий кафедры всегда была практическая направленность фундаментальных исследований на решение важных и социально значимых задач. Так, изучение доминантных механизмов работоспособности позволило разработать системный подход к исследованию специфики организации режимов работы мозга при разных видах физической и умственной деятельности. Проблемы охраны материнства и раннего детства стали центральными при создании на кафедре в 1995 году лаборатории «Научный центр психофизиологии матери и ребенка». Глубокое понимание критичности и решающего значения пренатального и раннего постнатального периодов развития для становления способности человека к когнитивной деятельности и формированию адекватного социального поведения дало возможность разработать комплекс практических мероприятий, направленных на повышение адаптивных возможностей организма женщины в период беременности и отработку оптимальных путей взаимоотношений с ребенком, обеспечивающих его адекватный и полноценный ввод в социокультурное пространство.
В феврале 1998 года кафедра физиологии высшей нервной деятельности была переименована в кафедру высшей нервной деятельности и психофизиологии, что в полной мере соответствовало тематике проводимых в коллективе научных исследований и задачам подготовки высококвалифицированных специалистов с современным уровнем научного мышления.
В 2004 году заведование кафедрой принял на себя Александр Алексеевич Александров, сосредоточившим внимание коллектива на изучении механизмов организации когнитивных функций и их мозгового обеспечения.
|
|
|
|
|
|
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9
Тел.: + 7 (812) 328-97-54
Заведующий кафедрой
д.б.н., проф. Александр Алексеевич Александров
e-mail:
|
|
Секретарь
к.пед.н., ст.преп. Князева Виктория Анатольевна
e-mail:
| |
|
|
|